Царский дворец в Ливадии. Центральный вход. Здесь и далее фото 1966 года.
Продолжаем цикл "Путешествия по СССР". Летом 1966 года, когда наша семья отдыхала в Крыму, мой отец Анатолий Сирота (turnepsik), пренебрегая пляжными радостями, осматривал и фотографировал крымские дворцы, дореволюционные виллы и дачи. Это было не такое уж простое дело. Во-первых, толковых путеводителей по архитектуре Крыма тогда еще не было, во-вторых, многие интересные здания были недоступны для туристов. В них располагались привилегированные закрытые санатории, а то и резиденции для правительства и партийной верхушки. Редко предприимчивому фотографу удавалось пробраться на территорию таких "объектов", порой приходилось фотографировать сквозь ажурную ограду или взбираться повыше, чтобы хоть что-то увидеть. Тем не менее, среди наших крымских слайдов есть небольшая коллекция архитектурных достопримечательностей Южного берега Крыма, какими они были в 1966 году.
29 декабря 1920 года был опубликован декрет СНК РСФСР, который гласил: «Прекрасные дачи и особняки, которым пользовались раньше крупные помещики и капиталисты, дворцы бывших царей и великих князей должны быть использованы под санатории и здравницы для рабочих и крестьян». Декрет был успешно воплощен в жизнь. Как писал Владимир Маяковский, "А во дворцах другая жизнь: насытясь водной блажью, иди, рабочий, и ложись в кровать великокняжью." ("Крым", 1927). Правда, трудящимся досталось далеко не все. Пример тому – Юсуповский дворец в Кореизе (как видите, удалось запечатать только его крышу с какого-то холма, а то и с верхушки дерева).
Юсуповский дворец. 1909. Вид сверху
Дворец был построен в 1909 году главным архитектором Крыма Николаем Петровичем Красновым для бывшего московского генерал-губернатора князя Феликса Феликсовича Юсупова. Как и все крымские постройки Краснова (о котором нам еще не раз предстоит говорить), Юсуповский дворец - пример причудливой эклектики: неомавританский и неороманский стили соединены в его архитектуре с неоренессансом.
Юсуповский дворец. Вид сверху
В 1920-е годы дворец был национализирован и превращен в дом отдыха для сотрудников ВЧК (Всесоюзной чрезвычайной комиссии). Дворец стал одной из 11 крымских государственных дач, а именно дачей № 4. В 1945 году во время Ялтинской конференции Юсуповский дворец послужил резиденцией для советской делегации. В послевоенные годы дворец был дачей Центрального комитета КПСС для высших партийных и государственных деятелей Советского Союза и руководителей зарубежных компартий.
Восточный фасад дворца в Ливадии. 1911
Царский дворец в Ливадии задавал тон всему крымскому побережью. В 1860 году Александр II приобрел стоявшее на месте дворца здание, перестроил его и подарил супруге Марии Александровне. С тех пор Ливадийский дворец стал любимой летней резиденцией Романовых. В 1904 году Николай II решил полностью перестроить обветшавший Ливадийский дворец. Строительство длилось с апреля 1910 по сентябрь 1911 года, и именно это белоснежное здание мы видим сегодня. Царский дворец в Ливадии – лучшее из творений Николая Краснова. За новый проект Краснов был пожалован в архитекторы Высочайшего Двора, а в 1913-м году Петербургская Академия присудила ему звание академика.
Южный фасад дворца в Ливадии
Южный фасад дворца в Ливадии
Талантливый мастер архитектурных "коктейлей", Краснов, по желанию августейшего заказчика, взял за основу стиль итальянского Возрождения, и это был лучший выбор. Какой стиль больше подходит к яркой южной природе, к приморскому пейзажу, окаймлённому горами, чем итальянский неоренессанс? И хотя в дворцовом ансамбле есть локальные вкрапления византийского (церковь), готического (колодец с химерой), мавританского (арабский дворик) стилей, основа в нем итальянская. При этом неоренессансный дворец спроектирован в соответствии с принципами архитектуры стиля модерн "изнутри наружу": то есть форму ассиметричных фасадов определяет свободная внутренняя планировка здания. Архитектура дворца, с его террасами, балконами, лоджиями, эркерам, открытыми галереями, внутренними двориками, открыта солнцу, воздуху, морскому ветру. Еще одна характерная черта модерна – интерес к декоративным свойствам материала. Дворец облицован белым крымским известняком, так называемым инкерманским камнем. Белый цвет придает зданию легкость, вызывает ассоциации с храмами античности.
Южный фасад дворца в Ливадии
Центральный вход в Ливадийский дворец
"Душа" дворца - итальянский дворик. Это большой внутренний двор, созданный по образу и подобию итальянских патио, внутренних двориков в палаццо 15–16 веков. Вот как описывается дворик в интернет-путеводителе по Ялте (автор текста, к сожалению, не известен): "Он открывается взору сквозь великолепные ажурные кованые ворота итальянской работы. С четырех сторон дворик окружает аркада. Мерный ритм ее стройных колонн строгого тосканского ордера, плавный бег очертаний арок, мягкость линий невысоких рельефных медальонов, украшающих верх стен между арками, четкость горизонтальной линии тонкого вытянутого карниза, легкость ажурной балюстрады, завершающей аркаду, создают ощущение гармонии. Простота и изящество форм, четкость и легкость пропорций отличает все архитектурные детали дворика. Органически вписались в общий ансамбль и мраморные диваны с высокими спинками, покрытыми рельефным растительным орнаментом, и подлокотниками в виде грифонов. Они были заказаны в Италии специально для этого дворика".
Итальянский дворик в Ливадийском дворце
Итальянский дворик в Ливадийском дворце
Итальянский дворик в Ливадийском дворце
Вход в Крестовоздвиженскую церковь, построенную одновременно с первым Ливадийским дворцом
в 1862 году.
Вход в Крестовоздвиженскую церковь. Архитектор Монигетти создал церковь в византийском стиле, при этом использовал орнамент в стиле архитектуры Закавказья.
Пребывание царской династии в Ливадии многократно и подробно описано. Последний раз семья Николая II отдыхала здесь весной 1914 года, накануне Первой мировой войны. Николай Петрович Краснов во время гражданской войны, в 1919 году, вместе с семьей покинул Крым. Эмигрировал на Мальту, а затем переехал в Белград. Здесь для архитектора нашлась работа - он выполнял крупные государственные заказы и занимался реставрацией. Краснов умер в Белграде в 1939 году.
Ливадийский дворец был национализирован, и в 1925 году в нем открылся "Крестьянский санаторий наркомздрава СССР", преобразованный в 1931 году в "Санаторный комбинат им. Сталина" (обратите внимание на эти потрясающие названия – "крестьянский санаторий" и "санаторный комбинат"!).
В феврале 1945 года Ливадийский дворец был, как известно, избран местом Ялтинской конференции глав правительств стран антигитлеровской коалиции — СССР, США и Великобритании. Кроме того, здесь находилась резиденция делегации США.
В парке Ливадийского дворца
После войны дворец стал главной здравницей для партийной верхушки: с 1945 по 1953 годы это была Государственная дача №1 для высшего партийного и государственного руководства СССР. С 1953 по 1974 годы дворец понизился в статусе и превратился в Корпус кардиологического санатория ВЦСПС «Ливадия». В 1966 году, когда сделаны эти слайды, на территорию санатория можно было попасть, а наш предприимчивый фотограф каким-то образом проник даже в итальянский дворик.
Царская тропа в Ливадии
Еще одно белоснежное здание, украсившее крымское побережье, - санаторий "Белоруссия" в Мисхоре. Он был возведен в 1914-16 годах по проекту московского архитектора Петра Павловича Щёкотова, построившего немало домов в стиле модерн в Москве и несколько вилл в Крыму. Стиль трёхэтажного здания с ротондой определяют как итальянский модерн с элементами неоренессанса. Многое сближает здание санатория с Ливадийским дворцом: свободная асимметричная планировка, обилие колонн и лоджий, дух мажорной итальянской архитектуры. "Мисхорская санатория им. А. В. Кривошеина" (статс-секретаря, почтенного попечителя учреждения) предназначалась для лечения раненых военных. После 1917 года санаторий был национализирован и вновь открыт в 1921 году как «Мисхорская санатория имени наркомздрава Семашко». Вскоре санаторий стал называться "Горное солнце", а в середине 1950-х годов получил название "Белоруссия". (Не удивляйтесь, что я много внимания уделяю изменениям в названиях: крымские "здравницы" то и дело переименовывались, поэтому порой возникает путаница).
Санаторий "Белоруссия". 1916
Маленьким белым дворцом хочется назвать прелестную виллу, которая под странным названием "Дача № 17" входит в комплекс санатория "Морской прибой". Это подлинная вилла мечты! В ее благородной архатектуре ощущается все тот же аромат Италии: колоннады, балюстрады, полукруглые лоджии и статуи...
Санаторий «Морской прибой», который в свою очередь входит в санаторный комплекс "Дюльбер", расположен в Мисхоре, двухэтажная дача № 17 стоит в окружении роз всего в 100 метрах от пляжа. Кем был ее счастливый владелец и где остальные 16 дач? Не верьте официальному сайту санатория, где сообщается, что дача построена в 1960-е!!! годы. Этот очаровательный особнячок принадлежал к Новому Мисхору - первому из дачных поселков, появившихся на Южном берегу Крыма на рубеже 19 – 20 веков. Тогда многие крупные землевладельцы (крымские "Лопахины") создавали в своих приморских владениях дачные поселки, где участки продавались или сдавались в долгосрочную аренду. Так, начиная с 1898 года, на землях П. П. Шувалова и О. П. Долгоруковой строился Новый Мисхор. Дачниками Нового Мисхора стали купцы, промышленники, адвокаты, инженеры, врачи, отставные военные, художники, архитекторы. Здесь гостили писатель Александр Куприн, художники Сергей Судейкин, Иван Билибин, Борис Григорьев, критик и издатель Сергей Маковский. Одна из дач под названием "Чайка" принадлежала сестре А. П. Чехова Марии Павловне (ныне это дача №7 санатория «Морской прибой»).
В подробнейшей статье А.В. Карагодина и М.М. Петровой "Новый Мисхор - первый дачный курорт на Южном берегу Крыма (1898-1920)" собрано множество интересных подробностей о строительстве и обитателях Нового Мисхора, но, к сожалению, номера арендованных земельных участков не совпадали с номерами дач. Однако осмелюсь сделать предположение, какая дача числилась под номером 17. Так в статье упоминается "двухэтажная вилла в неоклассическом стиле на берегу моря". Первая жена Александра Куприна Мария Карловна Куприна-Иорданская так описывает эту дачу: " Внизу, на берегу моря, возвышалась великолепная вилла Кульчицких, родителей моей подруги по курсам /…./. Из нашей дачи, стоявшей на горе над виллой Кульчицких, несмотря на высокий каменный забор, окружавший их сад, сверху была видна вся их территория. Дача Кульчицких называлась «Дружба». Под этим названием металлической вязью было выведено «Добро пожаловать!». Итак, можно предположить, что дача №17 и есть вилла адвоката М. Ф. Кульчицкого из Санкт Петербурга. Кульчицкий взял участок в аренду в 1900 году, дача была построена одной из первых, в самом начале 20 века. Жаль, что имя архитектора мне выяснить не удалось.
От Нового Мисхора сохранилось еще несколько дач, которые после национализации поселка в 1920 году были объединены в элитный пансионат под незатейливым названием "Группа дач". Позднее сохранившиеся дачи ( №№ 4,7,15) стали корпусами санатория "Морской прибой". Не знаю, почему отец не прошел на территорию санатория и не сфотографировал другие дачи. Возможно, вход в "Морской прибой" был воспрещен?
Дача №17. Санаторий "Морской прибой" . Ок. 1902
Советским ответом Ливадийскому дворцу стал "дворец здоровья" - санаторий "Украина" (с 2014 года "Родина") в Мисхоре. Это величественное здание начали строить в 1950 году по заказу «Лесбумпрома». Главным архитектором проекта был московский зодчий и инженер Борис Васильевич Ефимович в соавторстве с Анатолием Васильевичем Самойловым. Возведение санатория на рыхлом крутом склоне превратилось в ударную молодежную стройку. Облицованный белоснежным инкерманским известняком (совсем как в Ливадии!) пятиэтажный дворец в античном стиле поднялся над морем более чем на 100 метров. Надо отдать должное таланту архитектора: многоуровневое здание безукоризненно вписывается в ландшафт, словно вырастая из горного склона.
Монументальность, торжественность, античные колоннады и портики – все это вызывает ассоциации с реконструкциями римского форума. Кажется, по этим ступеням должны подниматься не группы советских трудящихся, а храмовые процессии. И действительно: крышу здания венчает маленький «античный храм», украшенный статуями советских граций, если хотите, "богинь плодородия" (с венком из злаков, корзиной фруктов, букетом цветов).
Санаторий открылся в 1955 году и, к несчастью для архитектора Ефимовича, его открытие совпало с принятием Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Ефимовича за допущенные архитектурные излишества сняли с работы, лишили всех званий и регалий, исключили упоминания о нем из справочников по архитектуре СССР. (По некоторым источникам, архитектор был репрессирован.)
Санаторий "Украина" (с 2014 года "Родина"). 1955
Рассказывают, что здание "Украины" неприятно поразило Н. С. Хрущева. Увидев во время морской прогулки античный храм со скульптурами богоподобных колхозниц, он воскликнул: «А это что там за бабы на крыше? А ну немедленно убрать этот разврат!» Однако его желание не осуществилось, и санаторий остался в своем первозданном виде. По мнению многих знатоков и любителей архитектуры, в том числе и автора этих слайдов turnepsik, "Украина" с ее безудержными "излишествами" заметно успупает элегантному дворцу в Ливадии. Ну что тут скажешь? Другие времена наступили...
Для «Лесбумпрома» санаторий получился слишком шикарным и, будучи передан профсоюзам, принимал привилегированных гостей: делегации коммунистических партий и профсоюзов из капиталистических стран, "прогрессивных", как тогда говорили, деятелей культуры. Среди них был большой друг СССР, английский писатель Джеймс Олдридж. Он отдыхал в "Украине" в 1960 и 1970 годах и запечатлел санаторий в романе "Пленник чужой страны": "Белоснежный античный храм на фоне синего моря и Ай-Петри, окруженный романтичной рощей томных кипарисов".
Санаторий "Украина" (с 2014 года "Родина"). 1955
Гораздо более скромным, чем "Украина", детищем советской неоклассики стала дача «Мисхор» (отделение санатория "Дюльбер"), построенная в 1958 году. Тяжеловатый фасад элитного корпуса украшен массивными колоннами, большими лоджиями и закругленными окнами. Здание облицовано мрамором и редкими сортами инкерманского камня. Имя архатектора мне установить не удалось. Дача "Мисхор" причислена к архитектурным памятникам монументального сталинского неоклассицизма в Крыму середины 20 столетия.
Дача "Мисхор". 1958
На место" излишествам" пришло рациональное строительство 1960-х годов, но мы вернемся к рубежу 19 и 20 веков и посмотрим, какие еще стили и стилизации уживались в крымской архитектуре.
Продолженiе будетъ!
Все слайды сделаны моим отцом Анатолием Сиротой (turnepsik) в 1966 году фотоаппаратом "Киев" на цветной обращаемой пленке, производство ГДР, проявлены самостоятельно в домашних условиях. Слайды отсканированы мною в 2020 году на слайд-сканере Plustek OpticFilm 7600i.
Путешествия по СССР. Крым. Часть 1. Генуэзцы в Крыму.
Путешествия по СССР. Крым. Часть 2. "Я посетил Бахчисарая в забвенье дремлющий дворец"
Путешествия по СССР. Крым. Часть 3. "Скит смиренный и кельи древние в скале"
Путешествия по СССР. Крым. Часть 4." Безмолвный холм Чуфуткалэ"
Путешествия по СССР. Крым. Часть 5."Воронцовский дворец - воплощенная мечта"
Полезные источники
Архитектор Николай Петрович Краснов
Архитектор Н. Краснов : известный и неизвестный
http://feolib.crimealib.ru/blog/arkhitektor_n_krasnov_izvestnyj_i_neizvestnyj/2019-07-13-44
Краснов Николай Петрович (1864-19З9)
https://www.archiportal-crimea.ru/k/krasn
Дворец в Ливадии
Архитектура Ливадийского дворца в онлайн.путеводителе по Ялте
https://jalita.com/big_yalta/livadia/architecture_livadia.shtml
Дача номер 17
Карагодин А.В., Петрова М.М. — Новый Мисхор - первый дачный курорт на Южном берегу Крыма (1898-1920): реконструкция социокультурной истории // Человек и культура. – 2020. – № 4. – С. 103 - 127. DOI: 10.25136/2409-8744.2020.4.32969 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=32969