Жалко, конечно, что к храму Воскресения Христова мы пришли не по Виа Долороза…
Но с другой стороны и не дай Бог без нужды по таким улицам ходить, да еще и с крестом.
Даже так — у нас у каждого своя собственная Виа Долороза и свой собственный крест по грехам нашим и по силам…
Тем не менее, мы пришли по улице святой царицы Елены, которая тоже знаменует, если не высший духовный подвиг во имя человечества, то безусловный святой подвиг во имя веры, который она и совершила, отстроив и Храм Гроба Господня, и Вифлеемский храм Рождества Христова.
Вот эта выскочившая сразу из-за угла постройка – где только и как только не называется: видел и «Часовня над Голгофой» и «Часовня Снятия Риз» (десятая остановка Христа на Виа Долороза), где с Иисуса сорвали одежду перед распятием на кресте. Фактически и то, и другое – верно (и по событиям, и по местоположению)
Поворачиваем…
Собственно — и врата в храм, одна часть из которых замурована по итогам религиозных, а может и нерелигиозных войн.
Видим поврежденную колонну. Знаю опять же две версии.
Согласно одной - иноверцы, потеряв контроль над инфраструктурой города, тем не менее сохранили контроль над ключами в храм. Посему, накануне пасхи они не открыли дверь в храм для христиан, и пасхальный огонь сошел на колону, отчего она и треснула.
Согласно другой – причина в несговорчивости конфессий, коих на территории Храма – шесть: грекоправославная, армянская, католическая, коптская, эфиопская и сирийская. Случилось так, что они не поделили очередность проведения службы, за что и получили гнев господний в виде молнию в вышеуказанную колонну.
Сейчас конфессии не сказать, что живут в мире – скорее по договору примирения. Ключи опять таки отданы незаинтересованным иноверцам (хранятся и открываются по-раздельности представителями различных (двух) мусульманских семей); пределы Храма поделены и их границы нерушимо соблюдаются; составлено расписание проведения служб конфессиями.
И все-таки входим…
Камень Миропомазания, на который сняли Христа с креста, помазали его смирной и алоэ, завернули в плащаницу. Этот Камень мироточит – поэтому паломники и с платочками для сбора благодати.
Далее – к самому Гробу Господню, над которым располагается часовня Кувуклия, в которую и сходит Благодатный Огонь.
Так! Если кто, чего заметил – не рассказывайте остальным, я все потом сам объясню – почему так.
И так, к тылу Кувуклии примыкает алтарь коптов, соединяющийся с Кувуклией отверстием, где и находилась глава Иисуса после погребения. Напротив коптского алтаря – жилые и религиозные помещения коптов и кое-какие захоронения.
Вокруг Кувуклии – всегда туристы, паломники, верующие и их отцы.
Слева от входа в Кувуклию (если стоять к ней лицом) – католические пределы, выглядящие соответственно (с органом).
И прямо в этом месте состоялось видение Иисуса Христа Марией Магдалиной, а так же видны двери Часовни явления Христа. Есть и алтарь явления Христа Марии Магдалине.
Напротив входа в Кувуклию за Императорской аркой – греческие пределы, называемые Кафоликоном.
Российское присутствие здесь - только в виде подарков. Наша церковь своими службами здесь не представлена.
Здесь же находится (напротив входа в Кувуклию) «Пуп Земли», символизирующий фокус духовных устремлений всех христиан к их главной святыне — месту последних событий жизни Христа, месту смерти и воскресения.
За Кафоликоном вниз по лестнице – довольно скромная Часовня святой царицы Елены.
У входа в Храм Гроба Господня – наоборот лестница вверх, которая ведет к Голгофе.
На самой Голгофе расположены Часовня греков и Часовня латинян (католиков), под алтарем которой имеется отверстие к горе, означенное серебряным кругом – место креста распятия Иисуса Христа. Черными кругами обозначены места установки крестов благоразумного и безумного разбойников, казненных вместе с Иисусом Христом.
Кроме того, по приданию под Голгофой был похоронен Адам. Место поклонения и ему:
И мы снова возвращаемся к Камню Миропомазания…
Вот так оно все компактненько в рамках одного храма.
А теперь уточнения!
По тексту приведены старые мои фотографии времен до реставрации Храма Гроба Господня. Потому как в этот раз было сплошное столпотворение, отягощенное сумрачным вечером и достаточно шустрым посещением «экспозиции».
Реставрация Храма завершена в 2017 году полусотней афинских архитекторов, финансировали их работы все указанные конфессии и иорданский король Абдалла, пишут - по 4 млн. долларов.
А вот беглые зарисовки текущего года.
Позируют – как родные:
Алтарь коптов:
Вход в Кувуклию:
Кафоликон:
И уже на выходе – знаменитая «недвижимая» лесенка, как свидетельство Status quo - ни один элемент храма не может быть изменен без единогласного решения конфессий (а его, решения, пока нет).
И договориться они не могут...
Накануне Пасхи приходят какие-то возвышенные и общечеловеческие, можно сказать даже над-религиозные мысли... Вспоминаешь и ощущаешь, что Христос построил нам все-таки Храм в душах наших, а не эти каменные хоромы. И надеешься, что в этот день случится всеобщее единение людей, забудутся обиды и религиозные распри, в том числе и межконфессиональные.