Орёл. Церковь Св. Пророка Ильи (Николо-Песковская)
Церковь Св. Пророка Ильи (Николо-Песковская 1775-1790 гг.) находится на пересечении улиц Ю. Гагарина (бывшая Воскресенская) и Нормандия-Неман (бывшая Николо-Песковская) в юго-восточной части города среди малоэтажной застройки.
Ильинский приход являлся одним из древнейших в городе Орле. Вскоре после основания Орла в 1566 г. здесь возникла «студеная» Стрелецкая слобода, жителями которой была построена деревянная церковь во имя Воскресения Господня с приделом Св. Пророка Ильи.
Во время «литовского разорения» слобода и церковь были сожжены, и это место запустело. В 1636 г. при восстановлении Орловской крепости воеводой Б. С. Колтовским была возобновлена и Стрелецкая слобода, но на другом месте - ближе к городу, под прикрытием крепостных стен. Там же была заложена и новая деревянная Воскресенская церковь с приделом Св. Ильи Пророка. В 1688 г. вместо деревянной была выстроена каменная церковь, неоднократно перестраивавшаяся в XIX в. и простоявшая до середины 30-х годов (не сохранилась).
Место же бывшей Воскресенской церкви XVI в. использовалось под выгон, позднее, в XVIII в., здесь была устроена часовня, вместо которой в 1775 г. на средства однодворца Лугового и прихожан началось строительство каменной Ильинской церкви. Никольский придел церкви был освящен в 1776 г., а строительство самого храма затянулось до 1790 г. У местных жителей церковь была более известна под названием «Николы на песках» - по песчаной почве в этой части города.
Храм имел три престола: главный - во имя Св. Пророка Ильи, в приделах: южный - Св. Митрофана, епископа Во-ронежского, северный - Св. Николая Чудотворца. В 1858 г. во время большого пожара в Орле трапезная и колокольня церкви горели, а один из колоколов упал и пробил свод. По-видимому, после этого трапезная была перестроена и значительно расширена.
В главном храме в 1874 г. устроен новый резной вызолоченный иконостас. В 1898 г. устроена железная ограда и поновлена живопись на стенах и в куполе. Тогда же предположительно построены две каменные часовни перед церковью (не сохранились).
Чтимыми иконами были: Св. Пророка Ильи, Св. Николая Чудотворца, Св. Митрофана, епископа Воронежского. С 1811 г., по случаю бывшей тогда засухи и «благополучного окончания войны 1812 г.», ежегодно совершался крестный ход. В 1875 г. при церкви старостой Иваном Павловичем Желтухиным была устроена одноклассная церковно-приходская школа, помещавшаяся в пристроенной к колокольне с западной стороны крытой паперти (снесена в 1996 г.).
Церковь закрыта в 1930-е годы. В 1995 г. передана общине верующих.
А вообще Илия (ивр. אֵלִיָּהוּ [Элийяху], ивр. אֵלִיָּה [Элийя] «Бог мой Яхве»; др.-греч. Ἡλίας; в исламе — араб. إلياس [Ильяс]) — библейский пророк в Израильском царстве в IX веке до н. э. Почитается в Православных церквях (память в церквях, использующих юлианский календарь — 20 июля (2 августа), в остальных церквях — 20 июля), Католической церкви (память 16 февраля) и древних восточных церквях. У восточных славян пророк Илия пользовался особенным почитанием (Ильин день). В христианстве является самым почитаемым ветхозаветным святым. Также считается покровителем воздушно-десантных войск и воздушно-космических сил.
Илия был ревностным поборником чистоты веры в Израильском царстве и грозным обличителем идолопоклонства и нечестия. Его деятельность относится к царствованию Ахава, когда гордая и властолюбивая жена слабохарактерного царя, финикиянка Иезавель, решила установить культ Ваала и Астарты. Предание гласит, что истинные ревнители благочестия были изгнаны из страны, и при дворе был учреждён штат жрецов Ваала. Грозным обличителем за попрание святыни явился пророк Илия, который совершал много чудес, чтобы вразумить нечестивого царя. История его жизни и деятельности излагается в Третьей и Четвёртой Книгах Царств (3 Цар. 17–20 и 4 Цар. 1–3). Когда нечестие Ахава достигло крайней степени, пророк возвестил царю, что за его нечестие страну на несколько лет постигнет голод (3 Цар. 17:1). Но Ахав не раскаялся, началась борьба между царём и пророком, окончившаяся торжеством последнего. Во время жертвоприношения на горе Кармил (Кармель), устроенного с целью испытания и сравнения могущества Яхве и Ваала, жрецы последнего потерпели полное поражение и собственноручно были казнены пророком (3 Цар. 18:40). Это ещё более разъярило Иезавель, которая поклялась убить Илию. Но пророк ушёл в пустыню. Побывав у горы Синай, Илия опять вернулся в царство Израильское, по воле Господа избрал себе ученика и преемника в лице Елисея, обличил Ахава в бесчестном захвате виноградника у Навуфея, окончательно смирил Ахава и обличил его преемника Охозию за его обращение по случаю болезни к аккаронскому идолу Веельзевулу.
Храм заложен по благословению Кирилла, епископа Севского и Брянского, в 1775 году на месте бывшего выгона, где стояла часовня в память о первой деревянной церкви Воскресения с приделом пророка Божия Илии, выстроенной здесь в XVI в., при основании г. Орла. Храм возводился на средства прихожан. В 1776 г. был построен и освящен южный придел во имя святителя Николая Чудотворца, а главная церковь с Ильинским алтарем и северным приделом во имя святителя Митрофана, епископа Воронежского, окончена в 1790 г.
Среди местных жителей она больше известна под именем «Николы на Песках». 19 сентября 1858 г. во время большого пожара в Орле пострадали трапезная и колокольня церкви, но вскоре стараниями духовенства и мирян они были восстановлены и обновлены. В конце XIX в. вокруг храма возвели железную ограду на кирпичном фундаменте, а рядом построили две каменные часовни, не сохранившиеся до наших дней. Наиболее чтимыми являлись иконы пророка Божия Илии, святителя Николая Чудотворца и святителя Митрофана Воронежского. Ежегодно 20 июля, в Ильин день, в храм из всех городских церквей совершался крестный ход в честь победы в Отечественной войне 1812 года (он был установлен в 1815 году).
В 1930-х гг. церковь была закрыта. После Великой Отечественной войны в ее здании и пристройках разместилась швейная фабрика № 2 (с 1963 г. — филиал ПО «Радуга», с 1992 г. — АО «Радуга»). В 1946 и 1986-87 гг. производился капитальный ремонт церковного здания.
4 июля 1995 г. храм был возвращен приходской общине верующих. Начались восстановительные и реставрационные работы. С 18 сентября того же года стали проводиться регулярные богослужения. На колокольне установлены колокола. В марте 1996 г. на церкви восстановлены золоченые кресты.
21 мая 1996 г. Высокопреосвященнейший архиепископ Орловский и Ливенский Паисий преподнес в дар храму частицу мощей святителя Николая Чудотворца, которой его благословил митрополит Владимир при возведении в сан епископа. 19 декабря 1997 г. был вновь освящен Никольский придел, а в мае 1998 г. — придел во имя святителя Митрофана Воронежского.
В ноябре 1997 г. по благословению Владыки Паисия при храме создана православная школа для взрослых.
Церковь является памятником архитектуры раннего классицизма.
И ещё об Илии... Как в иудаизме, так и в христианстве считается, что Илия был взят на Небо живым: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» (4 Цар. 2:11). Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт. 5:24). Впрочем, в православном богословии есть мнение, что Илия был вознесен не на небо, но в некое сокровенное место, в котором и ожидает дня Второго пришествия Иисуса Христа. Согласно церковному преданию, Илия вместе с Енохом является одним из апокалиптических «двух свидетелей» (Откр. 11:3), которые по окончании своего свидетельства будут убиты зверем, «выходящим из бездны» (Откр. 11:7). В книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова событие вознесения Илии описывается так: «Илия сокрыт был вихрем, — и Елисей исполнился духом его» (Сирах. 48:12). Согласно Четвертой книге Царств, Илия оставил пророку Елисею свою верхнюю одежду («милоть»), сбросив её ему уже с огненной колесницы (4 Цар. 2:11-13).
В Книге пророка Малахии сказано, что Бог пошлёт пророка Илию назад на землю: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал. 4:5). В христианстве считается, что здесь идёт речь о Втором пришествии Иисуса Христа, хотя многие считают, что здесь говорилось о пророке Иоанне Крестителе (Мф. 17:12), (Мф. 11:14), который приходил в духе Илии и который предшествовал Первому пришествию Христа. Перед вторым пришествием Иисуса Христа пророк Илия спустится с небес, чтобы обличить лжемессию и обратить остаток Израиля к истинному Богу — убедив иудеев принять Христа.
Пророк Илия упоминается несколько раз в Новом Завете. Так, описан эпизод, как старейшины и народ спрашивали Иоанна Предтечу, когда он проповедовал на берегах Иордана в духе и силе Илии и даже по внешности походил на него, не он ли Илия? Также ученики Иисуса Христа, согласно Евангелию от Матфея, спрашивали Его, не должен ли перед Мессией прийти Илия. На что Христос ответил: «правда, Илия должен прийти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них» (Мф. 17:11-12). Тогда ученики поняли, что Иисус говорил об Иоанне Крестителе, который был обезглавлен (Мк. 6:28).
Во время Преображения Иисуса Христа Илия пророк явился вместе с Моисеем, и они беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:31). По мнению Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, ещё не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей». Предполагается, что он есть один из двух светильников предстоящих перед Богом и должен явиться пред вторым пришествием Христа на землю (Откр. 11:3–12). Во время страданий Христа на кресте некоторые из людей думали, что Христос зовёт пророка Илию на помощь, и ожидали его прихода.