«А еще скажу вам, разлюбезная Катерина Матвеевна, что вам зазря убиваться не советуем. Однако случилась у нас небольшая заминка с делами юго-восточными, потому и рассказы ближневосточные откладываются. Полагаю, суток на трое, не более…»
Так что продолжение рассказов пока будет из другого региона, навевающего мысли экзотические и лишенные религиозного фанатизма.
Перефразируя популярного сатирика - сам я с Орловщины, бывал на Израильщине, но тянет к Кхмерщине (когда не тянет к женщине). Поэтому с израильскими прогулками пока потерпим.
И вот, судя по цвету грунта, мы именно там, ибо почва красна краснее красного кхмера.
И в этот раз мы продолжим наши прогулки, начатые в https://cand-orel.livejournal.com/28494.html, и в созерцательном плане прекрасных пейзажей; и топографических сведений местоположений объектов; и в плане темпоральных логик, духовных и мировоззренческих практик, заявленных в предыдущей статье.
Итак, Королевская площадь в целом и терраса слонов в частности расположены на просторах Ангкор Тома.
Создано все, как здесь водится, в конце 12 века в правление Джаявармана VII.
Многие путеводители называют основное архитектурное сооружение террасой слонов, потому что на ней есть барельефы слонов.
Наш местный гид, мужчина вполне солидного возраста, выживший во времена полпотовских чисток по возрастному признаку - мудр и взросл не по чину. Может быть, он и другие чистки претерпел и перенес, ибо настолько авторитетно заявляет свою историческую и эстетическую доктрину, что кажется, что он ровесник тому Джаяварману.
Так вот он подтверждает, что главное назначение Террасы Слонов заключалось в том, что она выступала трибуной для короля и его приближенных, а также почетных гостей Ангкор Тома, отсюда они действительно наблюдали за проходящими на Королевской площади церемониями, фестивалями и другими массовыми мероприятиями, проводившимися в городе.
НО, при этом все эти торжества и ритуалы проводились с привлечением широких слоновьих масс, поэтому и терраса - слоновья.
Надо отметить, что гид - энциклопедист в плане знания русского языка и русской словесности, поэтому он - матершильник. И вот, он заявляет, что на просторах этого барельефа много других предметов и сущностей хватает, он даже может фаллические символы найти. Но это не повод называть террасу ху... ( извините - фаллической).
Но слонов действительно много для различного функционального и эстетического назначения
Кстати, в ранее упомянутой статье про нагов достаточно много говорилось, здесь их изваяний так же хватает.
Но главное - это все-таки наличие барельефов гаруды:
А вот сравнивать гаруду и слона - это как руководителя-политика и руководителя-хозяйственника, совсем другой полёт, к тому же слоны и не летают. В свете этого логичнее террасу назвать было террасой гаруд.
Гаруда является царем птиц и в индуистской и в буддийской традиции. Только в индуизме гаруда - ездовая птица бога Вишну, а в буддизме гаруда —один из символов просветлённого ума. История гаруды и вся правда о нем изложены в частности в Махабхарате и ряде специализированных околонаучных статей и упанишад.
В легенде о пахтании океана (раньше уже писал) богами и демонами Гаруда является похитителем амриты у нагов , то есть, получается, своих врагов.
Его мать Вината поспорила со своей сестрой Кадру о цвете лошади, которая возникла во время пахтанья молочного океана (от Винаты родились птицы, а от её сестры Кадру — змеи-наги). Так вот сестры поспорили о цвете хвоста той небесной лошади. Вината утверждала, что он белый, а Кадру — что чёрный (как про то платье в интернете недавно). Они решили, что тот, кто неправ, станет рабом другого. Чтобы обеспечить себе победу Кадру наказала своим детям-змеям повиснуть на спине лошади, чтобы белый хвост казался чёрным. Когда Вината увидела чёрный хвост, она признала своё поражение и была вынуждена служить Кадру в течение многих лет. Кадру согласилась освободить Винату, если ей отдадут нектар бессмертия.
В это время Гаруда в отместку начинает убивать детей Кадру. Стремясь освободить мать, Гаруда сокрушил небеса Индры и украл амриту в качестве выкупа. С помощью уловки Гаруде удалось освободить мать, однако в ходе её вызволения несколько капель амриты упали из его клюва на траву. Змеи облизали траву, а её острые края порезали их языки, и они остались раздвоенными (видели?).
Боги с трудностями вернули амриту из клюва Гаруды, однако мощь Гаруды была столь велика, что даже всесильная ваджра Индры сломалась от удара о его тело во время битвы. Подчинить Гаруду удалось только Вишну. Он связал его клятвой о верности и повиновении. Вишну превратил Гаруду в своё ездовое животное и даровал ему бессмертие. А оно ж, у каждого индуистского верховного божества есть своё ездовое животное (вахана). Она является его средством передвижения, символом и спутником. Гаруда состоит на службе и довольствии ваханой бога Вишну. В качестве ваханы Вишну Гаруда олицетворяет его некоторые качества, прежде всего, защиту и устранение препятствий.
В индуизме Гаруда является одним из трёх второстепенных божеств, двумя другими аналогичными персонажами являются более популярные Ганеша и Хануман.
В иконографической традиции Гаруда изображается иконописцами как орёл с человеческим туловищем.
Гаруда живёт обособленно на планете Шалмали, фигурирующий и в индуистской, и в буддийской космологии.
Эта планета (санскритский термин - двипа) окружена космическими океанами, состоящими из различных субстанций - солёной воды, вина, тростникового сока, гхи, йогурта или молока. В разных теоретических источниках называются 4, 7, 13 или 18 двип. Список из семи двип приводится в Махабхарате: Джамбу, Плакша, Гомедака, Шалмали, Куша, Краунча, Шака, Пушкара.
Вот такие духовные практики и теологические посылы существуют в местном религиозном сознании, а их обсуждение не вызывает ожесточенных споров, какие обычно случаются при обсуждении и израильских, и российских религиозных проблем.
Так, вернемся к нашим террасам. Они предназначены для просмотра разных красот, творящимися перед ними.
И простираются брусчатной плиткой странным образом почему-то налево и направо.
В конце, там, где налево - Терраса Прокаженного Короля. Недавно в программе "Кто хочет стать миллионером" предлагались к ответу следующие версии её наименования:
- связано с найденной при расчистке на этом месте статуи Будды, которая была покрыта лишайником, по внешнему виду напоминающему кожное заболевание;
- сам король Джаяварман VII был болен проказой;
- это статуя царя Ямы, повелителя смерти и справедливости, который вершил судьбы людей после их смерти: куда им идти в ад или рай;
- четвертая версия - хрен его знает.
Оказалось, что все ответы верные.
Сзади террасы - калитка к дворцу Короля.
Гид рассказывает, что Дворец был красив, но сделан из банальной недолговечной древесины, поэтому дворца сейчас нет, а он (гид) - есть.
Украшена терраса также львами, молодыми и старыми. Молодые - красивее:
Ну и четвертая сторона света - это дорога к Вратам славы:
Надо сказать, что на Королевской площади есть еще один объект - Прасат Суор Прат (Prasats Suor Prat):
Это группа из дюжины (12) башен.
Согласно людской молве башни использовались местными специалистами-канатоходцами, перемещавшимися между башен по натянутым канатам. Отсюда и это название — «Башни танцоров-канатоходцев»
Но есть мнение, что башни относились к судебной системе - при решении споров противоборствующие стороны помещались в разные башни, а по прошествии нескольких дней, у неправых должны были появиться признаки каких-нибудь болезней. А что? Мудро!
Есть и прагматическая точка зрения - башни были смотровыми площадками для высокопоставленных лиц и послов во время праздничных мероприятий и парадов.
Как и в предыдущей викторине, все ответы считаются верными, особенно - хрен его знает.
Не знаю, но наш гид говорит, что эти здания были библиотекой, и в глубоком детстве у него был членский билет туда.
И особое впечатление, как водится, произвели не эти каменные изваяния и истуканы, а вполне себе живое существо растительного мира и происхождения, называемое "стыдливой мимозой":
Когда касаешься листочков этого растения, оно стыдливо их компактненько складывает (прячется).