vittasim (vittasim) wrote in foturist_ru,
vittasim
vittasim
foturist_ru

Categories:

Лиссабон. Базилика-да-Эштрела

Базилика-да-Эштрела (Базилика Звезды) была построена по приказу королевы Марии I Португальской во исполнение обета после рождения сына Жозе, принца Бразильского. В 1760 году король Жузе I выдал старшую дочь, принцессу бразильскую Марию, за дона Педру, своего младшего брата. Мария была очень религиозна и воспитывалась как будущая королева, цель жизни которой – укрепить династию. Поэтому сразу после свадьбы они с мужем дали обет, что построят великолепную церковь и монастырь, если у них родится сын – наследник престола. Это желание исполнилось через год, когда на свет появился инфант Жузе.



В 1777 году Мария была коронована и немедленно издала указ, согласно которому лучшие архитекторы должны были сделать проект строительства базилики и монастыря кармелиток на западной окраине Лиссабона.



Базилика-да-Эштрела стала первой в мире церковью, посвященной Cвятейшему Сердцу Иисуса и первой по-настоящему масштабной постройкой в Лиссабоне после землетрясения 1755 г. Страна только начала приходить в себя после катастрофы, и молодая королева стала для Португалии символом обновления и надежд на будущее. А для самой королевы таким символом была Базилика да Эштрела: строительство этого храма подтверждало удачный брак, здорового наследника и долгое, благополучное царствование.



Строительство храма началось в 1779 г. по проекту архитекторов школы Мафра Матеуша Висенте де Оливейра и Рейналду Мануэла душ Сантуша и было окончено в 1790 г. Увы, строящаяся базилика оказалась куда прочнее, чем человеческая жизнь. В 1786 году умер король-консорт Педру III. Для Марии его смерть стала страшным ударом. Да, муж был ее родным дядей, и Мария вышла за него только чтобы сохранить трон для династии Браганса, и разрешения на этот близкородственный брак пришлось добиваться у Папы Римского, и особыми способностями Педру III не отличался… Но он был покладист, нетщеславен и благочестив, и Мария любила его.



Кончина мужа эмоционально надломила королеву, она погрузилась в глубокий траур и запретила любые развлечения при дворе. Все государственные мероприятия приобрели форму религиозных церемоний. Через два года судьба нанесла Ее Величеству новый удар – она потеряла и сына, наследника португальского престола. Инфант Жузе умер от оспы в возрасте 27 лет, не оставив наследников. Мария винила в этом себя: ведь именно она допустила, чтобы в пятнадцать лет ее сын сочетался браком с тридцатилетней принцессой Бенедиктой и своей родной теткой. Бенедикта была хороша собой, образованна, очаровательна. Она была Браганса. Но родить Марии внука она так и не смогла.


(художник José Leandro de Carvalho)

Трагические события повлияли на душевное состояние королевы Марии I, она запретила любые увеселительные мероприятия при дворе. А те, которые остались — приобрели форму религиозных церемоний. Во время войны с Наполеоном все члены королевской семьи бежали в Бразилию, где на 82-м году жизни Безумная Мария I скончалась. Останки королевы привезли в Лиссабон и похоронили в базилике да Эштрела. Гробница, выполненная в стиле ампир, стоит в правом трансепте.



Базилика располагается в западной части Лиссабона на холме, благодаря чему её гигантский купол можно наблюдать из различных районов города. Архитектура базилики напоминает дворец Мафра, выполненный в стиле позднего барокко с элементами неоклассицизма.

Фотография из интернета

Передний фасад имеет центральный фронтон, окруженный двумя часовыми башнями.


Главный фасад церкви и здание монастыря кармелиток


Фронтон базилики

Под фронтоном с высокими коринфскими колоннами находятся аллегорические статуи, изображающие Веру, Поклонение, Свободу и Благодарность, изображающими аллюзию на тайну Пресвятого Сердца Иисуса. Слева от них установлена статуя св. Илии, справа — св. Иоанна Креста. В центре находится рельеф с изображением Святого Сердца Иисуса в окружении ангелов.



По бокам от входных дверей стоят статуи св. Терезы Авильской и св. Марии Магдалины де Пацци. Автор всех скульптур – Жоаким Мачадо де Кастро и его ученики.





Базилика-да-Эштрела построена в форме латинского креста, с центральным нефом и сводчатым потолком, украшенным красочным португальским мрамором.



Для украшения стен и пола было использовано большое количество серого, розового и желтого мрамора, из которого были сделаны сложные геометрические узоры в соответствии с идеями стиля рококо. В оформлении интерьера были использованы картины итальянского художника Помпео Джироламо Батони. Деревянные скульптуры боковых капелл изготовлены, вероятно, резчиком по дереву Жозе Абреу до О.


Фотография из интернета

Капелла св. Клары и св. Терезы
«Св. Клара и св. Терезы получают напутствие королевы Португалии в присутствии монахинь Ордена босых кармелиток» (Помпео Джироламо Батони, 1784).





Левое крыло трансепта. Алтарь Пресвятой Богородицы.



Алтарный образ — «Тайная вечеря» (Помпео Джироламо Батони, 1783).



Фронтон капеллы



Величественный главный купол собора с центральным окулюсом и большими окнами, обеспечивающими освещение интерьера.








Великолепный главный алтарь, настоящее украшение церкви, в нынешнем виде был создан в 1870 г.





Алтарный образ «Посвящение мира Пресвятому Сердцу Иисуса» (Помпео Джироламо Батони, 1783). Эта картина была одобрена папой Пием VI, который увидел ее до своего приезда в Лиссабон.



Фронтон главного алтаря



Правое крыло трансепта создано аналогично левому, но выглядит проще, так как не включает алтарь, вместо которого врезаны двери, вероятно, в бывший монастырь кармелиток.



Фронтон очень похож на аналогичный в левой части трансепта.







Гробница королевы


Фотография из интернета

Главной достопримечательностью базилики является рождественский вертеп из пробки и терракоты. Огромный пятиметровый стеклянный ларец, скрывает за собой около пятисот фигурок работы скульптора Жуакина Машаду де Каштру.


Фотография из интернета


Фотография из интернета

Церковь действующая, здесь постоянно проходят мессы, поэтому всех посетителей просят вести себя тихо.







Здание базилики увенчано огромным куполом, видно из многих точек Лиссабона. Построено в стиле позднего барокко, с элементами неоклассицизма. По обеим сторонам фасад расположены симметричные колокольни










http://vgrigoriev.ru/2019/portugal-lisboa12/
https://discoverportugal.ru/chto-posmotret/religioznaya-arkhitektura/bazilika-da-eshtrela
https://www.portuguesa.ru/basilica-da-estrela/
https://mariekay.livejournal.com/238084.html
https://f.otzyv.ru/photoalbum.php?id=19669:23686&p=80
Tags: португалия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments