Куклы – это серьёзно. Есть даже специальное и довольно сложное название для их коллекционирования: плангонология. А само создание кукол – это настоящее искусство. Художники не просто мастерят игрушечное существо. Они придумывают его образ, часто запечатлевают в нем окружающую действительность. А некоторые говорят, что у кукол даже есть душа. Мы убедились во всем этом, посетив Музей уникальных кукол и игрушек в Костроме.
Приехав в Кострому всего на два дня, конечно же, первым делом мы посетили все основные достопримечательности города, которые хоть и видели в предыдущий раз, но все же. В одном из музеев нам порекомендовали посетить музей кукол. И вот в последний день уже перед отъездом отправились мы искать этот музей. Нашли не сразу. Увидели — удивились. Уж очень скромно снаружи! Но впечатление от внутреннего наполнения осталось незабываемое!
Небольшой частный музей(буквально две комнаты), созданный Надеждой Васильевной Шейко, в основу которого легла коллекция, собранная приблизительно за 30 лет, позволяет прикоснуться к истории создания кукол практически всего мира. Здесь собраны старинные французские, немецкие, голландские куклы, а также современные куклы из Тибета, с острова Бали и с острова Ява. Точнее, коллекция эта ещё не собрана. Она продолжает пополняться новыми экспонатами. По словам Надежды Васильевны Шейко "коллекционер к своим куклам относится как к детям, хочется сохранить их для потомков".
Русских антикварных кукол немного. Если в Европе кукольные традиции имеют многовековую историю, в России фабрика, выпускавшая нарядных фарфоровых кукол, просуществовала всего несколько лет в Москве, а в первые годы советской власти была закрыта по указанию Луначарского, считавшего, что бархат и фарфор – это не подходящее для советских детей барство.
Многие старинные куклы выглядят для нашего времени непривычно, некоторые посетители и вовсе называют пугающими. Например, кукла-пупс с тремя лицами — таких любили делать в ХIХ веке, когда куклы еще не считались игрушками и приобретались не для забавы. То же самое относится и к восковым куклам — в XIX веке они были популярны, хоть и дорогим, предметом коллекционирования, но по сравнению с современными фарфоровыми и пластмассовыми румяными куклами могут выглядеть жутковато. Среди других материалов, из которых изготовлены редкие куклы, — дерево и даже кожа.
Материалы, из которых изготовлены экспонаты, самые разные – фарфор, воск, кожа и даже дерево. Среди таких кукол последнее пополнение коллекции — работа французского фабриканта Жюмо 1899 года. У этой девочки (назвать ее игрушкой не поворачивается язык) 1899 года рождения не только шикарное платье, белый чепчик с бантом, сохранившиеся с тех пор, проколоты уши, но она еще умеет разговаривать. Когда ее наклоняешь, она говорит «Мама».
Каждая антикварная кукла имеет свой паспорт, выбитый у нее на шее. В нем указываются название игрушки, производитель и год выпуска. Их тираж очень маленький и составляет не больше восьми штук. Партии больше не повторяются. Антикварными куклы считаются, если они выпущены до 1930 года. Те игрушки, которым от 30 до 50 лет называются винтажными.
Кукольный дом высотой с человеческий рост
Меня очень поразили испанские куклы с неповторимыми чертами лица, эмоциями. За то, что они выражали эмоции их и запретили выпускать в Испании в свое время.
Интересная история произошла с марионетками, за которыми коллекционер летала специально в Индонезию на остров Бали. Но вот досада – когда она туда приехала, оказалась, что все статуэтки уже закончились. Тогда ей пришлось лететь за ними на остров Ява.
В этом маленьком костромском музее смешались времена, эпохи и страны, но всё-таки здесь человек тоже встречается со своей историей. А история без историософии – просто бессмысленная коллекция фактов и артефактов. Взрослый отличается от ребёнка лишь тем, что у него должен быть собственный взгляд на историю. Родитель учит ребёнка правильно осмыслять информацию. А посещение музея, даже такого, в котором предлагают поиграть в куклы, становится важной частью воспитания. Ведь куклы – свидетели и участники всех перемен, происходивших и происходящих в народном сознании.
Например, в музее кукол есть стенд, на котором представлены русские обрядовые куклы. Изначально куклы делались вовсе не для детских игр, а использовались в религиозных обрядах и только позже стали игрушками. Выполнявшие роль оберегов, то есть бывшие своего рода проводниками языческих суеверий, эти куклы постепенно обретали совсем иные значения – и становились иллюстрациями уже христианских праздников. Можно даже сказать, что куклы воцерковлялись, как воцерковлялись, наполнялись настоящим смыслом все внешние культурные особенности любого народа, принимавшего христианскую веру. В общем очень рекомендую к посещению, маленький, но очень интересный музей.