vittasim (vittasim) wrote in foturist_ru,
vittasim
vittasim
foturist_ru

Categories:

Российский этнографический музей. Часть I

Российский Этнографический музей – один из крупнейших этнографических музеев мира. Его собрание насчитывает около полумиллиона экспонатов. Это предметы быта, архивные материалы, рисунки, гравюры, документальные фотографии, отражающие особенности традиционно-бытовой культуры более чем ста пятидесяти народов Восточной Европы, Сибири, Дальнего Востока, Кавказа и Центральной Азии в XVIII–XX веках. Собрание отличает не столько количество экспонатов, сколько широта этнографических тем и та полнота, с которой они представляют традиционное хозяйство, ремесла, орудия труда, одежду и украшения, типы жилищ и их убранство, утварь, народные знания и верования, обряды и обычаи, праздники и развлечения.





Здание Этнографического отдела было построено в стиле неоклассицизма, оно должно было вписываться в ансамбль Михайловской площади, созданной Карлом Ивановичем Росси в первой половине ХIХ века, и отвечать своему музейному назначению. Все эти задачи были успешно решены архитектором Свиньиным



Внутренняя планировка музея тщательно продумана, она проста и рациональна, здесь все продиктовано удобством размещения экспонатов и передвижения посетителей.



Архитектурной доминантой здания Российского этнографического музея является Мраморный зал, задуманный как зал-пантеон в память императора Александра III, ценителя и покровителя русского искусства.



Мраморный зал поражает воображение своими масштабами. Его площадь составляет около 1000 кв. м, а высота достигает почти 17 м. В основе композиции лежит классический перистиль: основное пространство окружают 28 мощных мраморных колонн-монолитов весом 24 тонн каждая, украшенных бронзовыми капителями ионического ордера. Бронзовая ажурная падуга поддерживает потолок, набранный из хрустальных плиток с геральдическим изображением двуглавого орла. Особую нарядность залу придает отделка розовым карельским мрамором. По мере удаления от центра тон камня постепенно меняется от светлого к тёмному, что зрительно увеличивает объем помещения.



Мраморный зал несколько изменил свой облик. После Октябрьской революции 1917 года был уничтожен памятник Александру III. Во время Второй мировой войны были повреждены потолок и стены, которые были отреставрированы в 1958 году, а в 2011 году произведена реставрация хрустального потолка и бронзовой падуги.
Сегодня Мраморный зал остается одним из самых замечательных архитектурных сооружений Санкт-Петербурга и является центральным выставочным залом Российского этнографического музея.



Коллекции по культуре народов северо-запада России и стран Прибалтики.

В фондах Российского этнографического музея хранится 28-тысячное собрание памятников культуры народов, населяющих побережье Балтийского и Баренцева морей. Эта территория, представляет собой многонациональный регион, где в течение длительного времени сталкивались и взаимодействовали прибалтийско-финские и балтские, западноевропейские и русские культурные традиции.



Балтоязычные и западно-финские народы относятся к числу древних жителей этого края. Они различаются по происхождению, языку, религии и культуре. Проживают эти народы в сходных природно-климатических условиях, имеют давние историко-культурные связи друг с другом. В течение длительного времени они входили в состав единого государства — Российской империи, позднее — СССР.


Слева - костюм женский будничный С-Петербургская губ, Ямбургский у, нач XXв водь


Костюм мужской будничный Лифляндская г, Эзельский у. о-в Рюно, кон XIX шведы
Костюм девочки праздничный Лифляндская г, Эзельский у. о-в Рюно, кон XIX шведы

В настоящее время эти народы проживают как на территории России, так и в соседних, граничащих с нею, государствах. К группе прибалтийско-финских народов Северо-Запада России принадлежат карелы, вепсы, водь, ижоры, ингерманландские финны, эстонцы-сету, кольские саамы. Из народов зарубежной Европы на прибалийско-финских языках говорят эстонцы в и финны-суоми в Финляндии. К балтской группе народов относятся латыши, живущие в Латвийской, и литовцы — в Литовской республиках.



Сакты – женские нагрудные украшения для скрепления наплечного покрывала.
Сакта, как говорили старые женщины, скрепляет любовью всех членов семьи. Поэтому дарить их можно было только очень близким, дорогим людям.



Сакты различались по размеру: от маленьких — для застегивания ворота рубахи — до больших, служивших для скрепления наплечного покрывала виллайне. В разных районах их носили по-разному. В Латгалии виллайне набрасывали на оба плеча и скрепляли на груди одной большой сактой. На юге Курземе покрывало скрепляли на плече набором сакт, наложенных одна на другую.


4 Сакта Псковская г. Печерский уезд, 2 пол XIX эстонцы-сету
11 Сакта входит в состав костюма невесты Курляндская г округ г Вентспилса нач XIX латыши


Гарпун пушечный в китобойном промысле. саамы
Наконечник гарпуна на тюленя на волосяном лине Лифляндская г о Рюно XIX шведы
Ледоходные шипы на тюленьем промысле и зимней рыбалке Эстляндская г, о Вормс с Седербю XIX шведы






Тиски (струбцины) для зажима доски при нашивке бортов на судах Эстония о Сааремаа XX эстонцы












“Последний” сноп - имитация дожиночного снопа - символ всего собраного урожая
Колпак и шляпа дожиночные - головные уборы “Урожая” или “Труда” - главных действующих лиц праздника
Трость дожиночная - знак окончания уборки урожая, атрибут “Урожая” или “Труда” - символ убранного урожая бытует в Жемантийи Литва г Кяльме литовцы

В католической Литве празднование Масленицы было особенно красочным. Ещё в начале ХХ в. оно длилось три дня. Обязательным элементом праздника было шествие ряженых, для которого мастера изготовляли маски разнообразных персонажей. Среди них – маски Лашининиса (Сального) и Канапиниса (Конопляника). Лашининис являлся символом масленичного разгула, олицетворением обжорства и лени. Ему противостоял труженик Канапинис, приверженец поста. В ходе масленичного действа Канапинис побеждал Лашининиса.




Маски личины для масленичного карнавала Литва: 1 Канапинис (конопляник) - символ поста,2 Лашининис (сальный) - символ масленичного разгула
3 Жених, 4 Невеста







"Калевала", национальный эпос, созданный на основе богатейшего фольклорного наследия карельского и финского народов знаменитым ученым Э. Лённротом (1802—1884)


Сцена "Калевала"
Представленные здесь предметы, связанны с бытованием у карел, финнов и ижор выдающегося произведения – эпоса «Калевала», кнут, суковатая палка, шапка из собачьего меха – вещи-символы карельского колдуна. В течение столетий руны передавались из уст в уста, от одного исполнителя к другому. Пение рун сопровождалось игрой на кантеле — струнном музыкальном инструменте.


Вверху справа - кантеле-гусли нач. XX в Карелия. В центре - кантеле - финская скрипка (псалмодикон) Выполнена скрипка вместе со смычком чухонкой . Применялась при пении молитв и исполнении светской музыки. Санкт-Петербургская губ с Парголово кон XIX в фины, ижоры. Внизу справа - роотсиканнеот - скрипка эстляндская губ Гансальский у,, о-в Вормс с Бусбю кон XIX в шведы. Внизу слева - кантела - гусли 1873г ижоры


2 Кантеле-гусли Олонецкая губ округ г Петрозаводска кон XIX в карелы. 3 Кантеле-гусли г Сортовала нач XXв фины 4. кантеле-гусли Ленинградская губ Лодейнопольский у д Габановская нач XXв веспы 5.Скудучай-флейта Пана Литва втор. пол. XIX литовцы
Лённроту посчастливилось записать великих карельских рунопевцев Архиппа Перттунена, Онтрея Малинена, Воассила Киелевяйнена, Петра Шемейко и других, многие из которых были старообрядцами. Космогонические, эпические, свадебные и заклинательные песни, которые составляли своеобразные циклы, были литературно обработаны и объединены Лённротом в "Калевале"

Лённроту посчастливилось записать великих карельских рунопевцев Архиппа Перттунена, Онтрея Малинена, Воассила Киелевяйнена, Петра Шемейко и других, многие из которых были старообрядцами. Космогонические, эпические, свадебные и заклинательные песни, которые составляли своеобразные циклы, были литературно обработаны и объединены Лённротом в "Калевале"



Калевала — это страна Калева, мифического первопредка; в рунах говорится о жизни и деяниях его потомков: старого мудрого Вяйнемяйнена, демиурга, создателя земли и моря, его божественного брата — искусного кузнеца Ильмаринена, удалого охотника Леминкяйнена. В центре повествования — история их сватовства к дочери хозяйки Похьёлы (страны Севера) и похищения Сампо — чудесной мельницы, которая дарует счастье и изобилие. Ильмаринен выковал Сампо "из пушинки лебединой, из кусочка веретенца, и из молока коровы, и из ячменя крупинки" в качестве свадебного выкупа. В результате борьбы героев Сампо разбивается на мелкие кусочки, ее обломки тонут в море и рассеиваются по всей земле. Руны о Сампо исполнялись во время календарных обрядов и праздников.







В многонациональной Виленской губ к вербному воскресенью стали изготавливать декоративные "вербы" из сухоцветов. Они использовались наряду  с  ивовыми ветками и вербой, и украшались бумажными цветами.Постепенно "вильнюские " вербы превратились в один из  национальных  символов литовской культуры. Начиная с 30х годов их продают на ярмарках в День св. Казимира - покровителя Литвы. С конца XX века декоративные вербы освящают в костелах.





По народным представлениям, варежки и перчатки защищают человека не только от ветра и мороза, но также от злых людей и нечистой силы. Иногда их носили при себе в качестве оберега даже летом, заткнув за пояс. Невеста приготавливала к своей свадьбе большое количество варежек и перчаток, служивших подарками. Обычно их клали вместе с поясами в специальный свадебный короб.

Tags: санкт-петербург
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments