Наталья (natali_ya) wrote in foturist_ru,
Наталья
natali_ya
foturist_ru

Categories:
Оригинал взят у natali_ya в Музей Васа (Vasa) в Стокгольме




Vasa – это единственный в мире сохранившийся до наших дней корабль XVII века.
Благодаря особенному свойству Балтийского моря — пониженной солености, в нем не водятся корабельные черви съедающие дерево, поэтому сохранилось более 95 процентов первоначальных элементов конструкции корабля.

Корабль демонстрируется в специально построенном музее в Стокгольме, в котором также представлено девять выставок.



ВАСА
Vasa должен был стать флагманом королевского флота, самым мощным и хорошо оснащенным кораблем.
Густав II Адольф назвал корабль в честь своего знаменитого деда, короля Густава Васа, который правил в ХVI веке. Но "Васа" — это не имя, а прозвище короля, в переводе означающее “сноп сена”. Король собрал воедино разрозненные части Швеции, как колосья собраны в снопе. Именно Густав Васа перевел Швецию из католичества в протестантство, ввел престолонаследие (до него королей выбирали), и, наконец, он практически сделал Стокгольм столицей Швеции.


Король Швеции Густав II Адольф, по приказу которого построили корабль "Васа"

Корабль начали строить весной 1626 года в Стокгольме под руководством голландского кораблестроителя Хенрика Хюбертссона. В 1627 году судостроитель Хенрик Хюбертссон умер. Его преемником в работе над Васой стал судостроитель верфи Блазиенхольмен Хайн Якобссон
Для постройки корабля было срублено около 16 гектаров дубового леса, то есть более тысячи деревьев.

"Васа" был одним из самых больших и красивых кораблей своего времени, причем не только Швеции, но и Европы. Высота его — 52,5 метра, длина — 69 метров, высота кормы — почти 20 метров.


Корабль строился в эпоху барокко, поэтому он пышно украшен резными фигурками, причем все фигуры ярко расписаны, некоторые позолочены. И на фоне корпуса из светлого дерева они создавали ощущение праздничности.

ГИБЕЛЬ ВАСЫ
К воскресенью 10 (20) августа всё было готово к плаванию. Погода была ясная, ветер слабый, но порывистый. На борту находилось около 100 человек экипажа, а также их семьи — женщины и дети (по случаю первого плавания предполагалось великолепное торжество, поэтому членам экипажа разрешили взять с собой членов своих семей и родственников).
Когда корабль вышел на открытое пространство бухты, сильный порыв ветра наполнил паруса, и «Ваза» начал крениться на подветренную сторону, но затем выровнялся и прошёл ещё примерно 1300 метров, дойдя до острова Бекхольмен у входа в гавань Стокгольма. Там, в ста метрах от острова, новый порыв ветра снова накренил корабль, на этот раз значительно сильнее. Вода хлынула через открытые пушечные порты, корабль лёг на борт и начал тонуть с поднятыми парусами и развевающимися флагами.



На место катастрофы быстро прибыла помощь — матросы других кораблей на парусных и гребных лодках — однако к их прибытию корабль успел почти полностью уйти под воду. Спасателям оставалось лишь подобрать уцелевших в крушении и доставить на Бекхольмен и в порт Стокгольма, что и было сделано. Члены экипажа, женщины, дети пытались спастись вплавь, часть уцепилась за верхушки мачт, которые остались торчать на месте гибели корабля (он затонул на глубине немногим более 30 метров, а высота мачт, напомним, была 52 метра). Людей сняли сопровождавшие фрегат корабли и лодки. Число погибших точно неизвестно, но предположительно от 30 до 50 человек.

Корабль пролежал в водах Балтики ровно 333 года!

ЧТО БЫЛО СДЕЛАНО НЕ ТАК?
В XVII веке использовались таблицы габаритов конструкции кораблей для обеспечения их плавучести на море, которые, как считалось в те времена, хорошо работают. Из документов тех лет мы знаем, что после начала работы над кораблем в планы конструкции Vasa были внесены изменения.

Король желал иметь на корабле больше пушек, чем обычно устанавливалось. Таким образом, габариты, выбранные для корабля, больше не соответствовали реалиям, а его строителям новая задача была не по плечу. Корабль был построен с высокой надстройкой, с двумя дополнительными палубами для пушек. Днище корабля было заполнено большими камнями, которые служили в качестве балласта для удержания устойчивости на воде. Но Vasa был слишком тяжелым в верхней части; 120 тонн имевшегося балласта было недостаточно.




ЧЕЛОВЕК, НАШЕДШИЙ VASA
Андерс Франзен, самостоятельный исследователь, начал изучать Vasa в начале 1950-х гг. С самого детства его привлекали обломки кораблекрушений около родительского дома на Стокгольмском архипелаге. Корабельный червь, Teredo navalis, который пожирает деревянные обломки в соленой воде, не очень распространен в слабо соленых водах Балтики. Андерс Франзен осознал важность этого факта, для кораблей, утонувших в Балтийском море, и в 1956 г. он нашел Vasa.


В музее Васа можно увидеть не только сам корабль, но и получить представление о жизни шведов в XVII веке.

ПОСЛЕ ПОДНЯТИЯ VASA
После нескольких лет подготовительных работ Vasa был поднят с морского дна 24 апреля 1961 г. Теперь задача состояла в его сохранении. Затонувший корабль, проведший под водой столько времени, требует обязательного ухода. Со временем древесина может потрескаться и развалиться на куски.
Хочу подчеркнуть, что реставрированный корабль состоит на 95% из оригинальных частей!







Tags: Стокгольм, стокгольм, швеция
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments