?

bepowerback in foturist_ru

Сокские штольни в Самаре

В перерывах между путешествиями по другим городам и странам изучаю родную Самару, тут еще куча неизведанного. В этот раз я посетил Сокские штольни - один из интереснейших спелеологических объектов Самарской области, где велась разработка доломитного известняка. С конца 1930-х до 1946 года в этих штольнях использовался труд заключенных Безмянлага. Работа в штольнях прекратилась в начале 60-ых годов, а вход в пещеру был засыпан. Впервые спелеологи нашли и посетили эти штольни в 1995 году, а за специалистами в поисках приключений двинулись и туристы.



Источник: https://bepowerback.livejournal.com/60130.html

Доехать почти до входа можно на машине или общественном транспорте. Если едете со стороны Самары, не доезжая моста до реки Сок на кольце нужно повернуть направо. Машину можно оставить в дачном поселке. Справа от дороги идет железная дорога, ее необходимо перейти около заброшенного здания, и оттуда по тропинке пара десятков метров вы увидите малозаметный вход. Его несколько раз пытались закрыть железной решеткой, но безрезультатно.



На просторах интернета нарыл карту ходов, общая их длинна около 50 километров, но многие завалены. Как видите, даже имея такую карту, тут легко заблудиться. Обязательно идите в такое место только со знающим и опытным человеком, иначе есть риск потеряться в запутанных коридорах штолен, телефоны тут не работают.




Обязательно возьмите теплую одежду (температура здесь 5-7 градусов), непромокаемую обувь, несколько фонариков и батареек, еду и горячий чай. Наш проводник Валерий из компании Нестандартные экскурсии на входе проводит подробный инструктаж по технике безопасности: включить фонарики, смотреть под ноги и на потолок, чтобы не удариться головой, держаться вместе и не расходиться.



При входе лежит тетрадь посещений, куда необходимо обязательно вписаться ФИО, дата и время входа, а на выходе обязательно указать дату выхода.



Валерий показывает примеры отверстий в стенах, куда закладывали динамит для взрывов и прокладывания новых туннелей.



А влево и вправо от центрального прохода несколько небольших пещер, которые не стали дальше разрабатывать по причине не подходящего материала.





На перекрестках периодически появляются обозначения с направлением движения к выходу.



Только во время популярности всяких ночных квестов к правильным обозначениям добавились указания к какому-нибудь ключу, которые могут сбить с толку и увести в неизвестном направлении. Поэтому верить указателям тоже опасно.



Еще путешественники по штольням пытаются использовать "нить Ариадны" для того, чтобы потом найти выход по ней. По дороге встречались такие. Вот только сможете ли вы найти клубок в несколько километров?



Артефакты времен разработки штолен.



Свод страховался деревянными подпорками и перекрытиями.



Которые с годами кое-где сгнили и разрушились.







За столько лет запустения в штольнях сформировался свой микроклимат, появились разные виды плесени и грибов, живущих на брёвнах.



Общий объем изъятой породы составил около 1 миллионов кубических метров. Тут все пропитано болью, страхом и нечеловеческим трудом заключенных ГУЛАГа.



Иногда тут случаются обвалы, но не часто.



Стоит сразу сказать, что штольни являются очень огнеопасным местом, поэтому не стоит там ни курить и бросать окурки на пол, ни жечь костры. Весь пол "правой" части штолен засыпан остатками древесины.



Но кто-то все-таки не соблюдает технику безопасности и случаются пожары, которые уносят жизни людей.



Пожар в штольнях в 1999 году был причиной смерти четырех студентов и трех спасателей, которые пришли к ним на помощь. Из-за дыма, который тут быстро наполняет всю систему, они просто не смогли найти выход и задохнулись.



В этих местах остались сильные следы закопчения на потолке.



Возвращаемся ко входу и идем в "левую" часть штолен.



Каждый год в Сокские штольни приезжают московские спелеологи и делают что-нибудь интересное внутри. Первым их творением попавшимся нам по пути является подвесной мост.



 В дальних уголках штолен есть небольшие участки, где сохранились рельсы узкоколейки, по которым вывозили долмитку.



Искатели черных металлов, видимо, не смогли вытащить и остатки тяжелой рамы вагонетки.



Чтобы как-то сохранить историю, спелеологи прикрутили остатки рельс и вагонетку к потолку, отсюда их точно никто не унесет.



Внимательно смотрите под ноги, чтобы случайно не провалиться, это смотровая яма для ремонта подвижного состава.



А вот и сами остатки мотовоза.



Костровые крепи, которые устанавливались для поддержания пород и предупреждения возможного обрушения потолка.



Эта крепь представляет собой пространственную решет­ку из деревянных бревен, возведенную в выработан­ном пространстве.



Далее попадается узкий проход, тут можно хорошо приложиться головой.



Вышли к водокапу, здесь с помощью полиэтиленовой пленки вода с потолка собирается в резервуары. Вода прошла сквозь несколько десятков метров фильтрации и ее можно пить. Известен случай, когда один самарец провёл под землей около двух недель, разбив единственный фонарик. На шум воды он в полной темноте добрался до этого водокапа и ожидал тут следующих спелеологов со светом.



Это самая низкая и мокрая часть пещеры.



Пройти не испачкавшись тут очень сложно, все полы в воде и доломитовой жиже.



Пришли в базовый лагерь "Ау", который находится в самом конце недели. Внутри установлены стол и стулья, все как-то по домашнему.



Только на потолке нарисованы давящие на психику картинки.



А вот эта картинка и дала название этому лагерю - "Ау!"



Фишка лагеря - огромное количество различных табличек на стенах, которые не имеют отношения к штольням.



Дошли до второго лагеря, который называется "Маяк". Остановились тут, чтобы попить горячего чая и потравить страшные байки про спелеологов.



Вся прогулка заняла около 2-х часов. На выходе не забудьте пересчитаться и отметиться в журнале, чтобы вас потом не искали.



Благодарю компанию Нестандартные экскурсии за возможность прикоснуться к истории этих мест. Повторяю, что настоятельно рекомендую не ходить сюда без проводника, это опасно для вашей жизни.

Источник: https://bepowerback.livejournal.com/60130.html

Comments

 

June 2023

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tag cloud

long photo Акапулько Америка Вена Вьетнам Гранада Италия Казахстан Лас Вегас Лос-Анджелес Мексика Мехико Непал Самарканд Сан-Франциско Санта-Барбара Стокгольм Стоунхэдж Таско Теотиуакан. Флоренция Халонг Чичен Ица абу-симбел авиньон австралия австрия агра адыгея азербайджан азорские острова ай-петри айдаркуль айдахо албания алжир алтай альпы амазонка амман амстердам амурская область ангкор англия андаманское море анонс антарктида аранхуэс аргентина арекипа аризона армения арнеа аруба архангельская область ассендельфт ассизи астрахань атланта афины баальбек бавария байкал бали балтийское море банауэ бангкок барселона баскунчак беларусь белград белое море белоруссия бельгия берлин бирма благовещенск боливия бора-бора борисоглебский босния и герцеговина ботсвана бразилия брайтон братислава бремен брюссель будапешт будва бурятия бухара буэнос-айрес быково вайоминг вануату варадеро варанаси варшава ватикан вашингтон веесп везерсфильд великий новгород великобритания вена венгрия венесуэла венеция версаль веспрем вестерланд видео вильнюс вирджиния владимир волгоград волгоградская область втачник вышний волочек вьетнам гавайи гавана гайана галапагосские острова галифакс гамельн геозагадки геоквест германия гиза гималаи гогланд гонконг гранада гренландия греция грузия гуанчжоу гудаури гуйлинь дали дамаск дания дахаб дельфт дельфы демерджи денвер дженне долина хаукадалур долина хунза долина цзючжайгоу домбай доминиканская республика дрезден дубай дубровицы дубровник дувр египет ергаки загреб зальцбург замбия зандворт западная сахара звенигород зимбабве зюльт ивановская область иерусалим израиль икитос инвернесс индия индонезия иордания иран исландия испания истории исфахан итака италия йемен кабардино-балкария кавказ казань кайлас калининград калининградская область калифорния калмыкия калязин камбоджа каменец-подольский камчатка канада канарские острова каппадокия карачаево-черкесия кардова карелия карибское море карнак карпаты картаго касабланка катманду келимуту кения кентербери кефалония кидекша киев кировск кисловодск китай китира клермон-ферран кндр колашин колорадо колумбия комодо конкурсы коннектикут копенгаген коста-рика котлас котор краби крайстчерч кракатау красноярский край крит крка крым куала-лумпур куба куршская коса куско кёльн ладожское озеро лаос лас-вегас латвия лахор лейден ленинградская область леон лервик ливан ливия ликия лима лиссабон литва ло-мантанг лондон лос-анджелес луизиана лхаса львов люксембург мавритания македония малави малайзия мали мальдивы манчестер марокко марсель маттерхорн мачу-пикчу мекка мексика микены милос минск миссисипи млёво мон-сен-мишель монблан монголия монреаль монс монтана монтевидео монтобан москва московская область мурманская область мышкин мьянма мюльхайм-на-руре мюнхен наарден нагорный карабах нафплион неаполь невада непал ниагарский водопад нигер нидерланды ним ницца новая зеландия новая каледония новгородская область нови сад новый орлеан новый свет норвегия нормандия нью-йорк нью-мексико нью-хэвен оаэ огненная земля оденсе одесса океания окленд оксфорд олборг онтарио опросы орландо орлеан орта остров пасхи острова перхентианс паган пакистан пальмира париж патагония паттайя пекин пенсильвания переславль-залесский пермский край перу петергоф петра питтсбург плато альтиплано плато мань-пупу-нёр покхара польша понца порту португалия прага прайя дас масаж примостен приозерск провиденс псков пула пустыня атакама пустыня наска пуэрто варас пхеньян пятигорск рангун рейкьявик реймс рейтинг авторов рейтинг самых красивых мест планеты рейтинг самых страшных мест мира рейтинг читателей республика коми республика тыва рибе риека рим рио-де-жанейро ровинь род-айленд родос россия ростов великий руапеху рыбинск рёмё салобрена самарканд сан-франциско сан-хосе санкт-петербург сант-антон санта-барбара санторини сантьяго саратов сарла-ла-канеда саудовская аравия сахара саяны севастополь северная ирландия северная каролина севилья сербия серпухов сиань сигирия сидней симеиз синай сирия сицилия скалица скансен скрадин словакия сморгонь соловецкие острова сперлонга ставрополь ставропольский край стамбул старая русса стокгольм стоунхендж стратфорд-на-эйвоне стромболи судак судан суздаль суматра суринам сша сямэнь таиланд таллин танзания тасмания татарстан тверская область тегеран тельч тенерифе теннесси теотиуакан техас тибет тирана токио толедо торонто тосса де мар тринидад тунис турку туроа турция тхач тыва уганда углич узбекистан украина улуру уругвай утрехт уюни файал факты фессалия фетие фиджи филиппины финляндия флоренция флорес флорида фолклендские острова фото франкфурт-на-майне франция французская гвиана французская полинезия хадрамаут халкидики ханой ханья харбин хаттинген хельсинки херсонес хибины хива химедзи хой ан хорватия хуанлун хьюстон цетинье чад черногория чехия чешский крумлов чжанцзяцзе чили шангри-ла шапа швейцария швеция шенжень шетландские острова шибам шотландия шри-ланка эверест эдинбург эквадор элиста эль-джем эль-тахин эльбрус эльтон эссуэйра эстония этна юкатан юрмала юта ява ялта янгон япония ярославская область яхтинг
Powered by LiveJournal.com