На фотографии храм в честь новомучеников и исповедников российских, далее называемый новым храмом.

Его освящение совершил 25 мая 2017 года, в праздник Вознесения, патриарх Кирилл. На церемонии присутствовал Путин, а значит, и президентский пул журналистов. Поэтому выйдя утром 28 мая из липецкой гостиницы, в которой я провел ночь, я взял с собой в автобус до Чаплыгина «Коммерсантъ», в котором Андрей Колесников с присущим ему сарказмом рассказывал о том событии. Потом смаковал его статью в долгой дороге, надеясь увидеть это сооружение и своими глазами. И это, наконец, получилось.
Настоятель монастыря написал книгу «Несвятые святые», которая была издана в 2011 году. Ее российский тираж составил 2 500 млн. экземпляров. Также она была переведена на 13 языков. Где-то попадалась инфа, что Тихон Шевкун заработал на этой книге 3 млн. евро. И как он объявлял с самого начала, все книжные доходы вложил в монастырь, точнее в строительство этого огромного храма, покрыв половину сметы. Очевидно, что в успехе книги легко усмотреть Божью волю, поскольку следом за Шевкуновым то же издательство в том же дизайне на ту же тему с тем же качеством текста выпустило книгу Олеси Николаевой. Но она и близко не получила такого же успеха.
Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери, далее называемый старым храмом, построен в 1679-м.

В церковной архитектуре, если кто не знает, пятиглавый храм символизирует Христа и четырех евангелистов.



Ни один из колоколов старого храма не находился здесь до революционного разорения. А единственный сохранившийся прежний монастырский колокол отдан новому храму. Ну и сама колокольня — также новодел.




К старой (ныне пустой) раке Илариона Троицкого продолжают прикладываться. И кто посмеет насмехаться над этим? Хотя эту фотографию я сделал без вспышки и оставлю маленькой.

Владимирская икона Божией Матери — келейная икона архимандрита Иоанна Крестьянкина, перенесенная епископом Тихоном (Шевкуновым) из Псково-Печерского монастыря.


Уникальная икона «Снятие печати». Написанная в 90-е годы, когда царская семья еще не была причислена к лику святых, а иметь в храме ее изображение очень хотелось. Нашли выход из положения в том, что нарисовали икону по событиям книги «Апокалипсис», где во время снятия печатей присутствуют праведники разных веков.

Фотографируя, думал, что это стасидия. Но, возможно, что просто почетное место.

Фотография, сделанная в крипте храма. Теперь, когда из медиа часто слышатся разговоры про криптовалюты, уже по названию можно догадаться, что «крипта» — это буквально «тайное место». Ну, а по сути — символический аналог пещеры, в которой был захоронен распятый Христос.
В таком контексте ангел, изображенный на стене крипты, обозначает ангела, который отвалил огромный камень от входа в эту пещеру — так что при виде его поставленная римлянами стража разбежалась.
В целом же убранство крипты (с приделом Воскресения Христова) напоминает о древнехристианских катакомбных храмах.

В крипте собора находится точная копия Туринской плащаницы в натуральную величину (негатив и позитив, причем, контактный доступ есть лишь к негативу). Она освящена патриархом Алексием II как Нерукотворный образ Спасителя. А раз это святыня, то я к ней приложился, правда, не губами, а лбом.
Подробнее о Плащанице см. в моей публикации в Maxpark, а также в главном комментарии к ней.


Сретенская духовная семинария находится фактически на территории монастыря, однако вход в нее охраняет отдельный вахтер в будке на улице.





В фойе семинарского корпуса имеется огромная роспись.




Нижний новый храм видел, как сквозь тусклое стекло, гадательно.

Верхний посмотрел тоже лишь с края, но уже не через окно, хотя бы.



Новая рака и мощи Илариона Троицкого. В вики-статье о нем есть и мой вклад-абзац. В 20-е годы священномученик Иларион заново освятил храм Сретенского монастыря, изгнав из него обновленцев. А вообще на память столь радостного святого претендуют и в Бутырке, где тот сидел всего несколько месяцев, и на Соловках, где он сидел долго.



Вообще же экскурсия была важна для меня как логическое завершение Липецкой поездки, о которой я упомянул в первых строках. Суть изложу в телеграфном стиле, но за этим стоит чудо спасения Москвы от татаро-монгольских полчищ. Когда мы были в Ельце, нам издали показали гору (холм), где в 1395 году Богородица посетила Тамерлана, вторгшегося в пределы Руси. Простояв две недели у Ельца, Тамерлан неожиданно повернул обратно. Он устрашился явившейся к нему во сне Божьей Матери, взявшей Русь под свою защиту. Но это был уже финал всей истории. А началась она с того, что Тамерлан и хан Золотой Орды Тохтамыш сцепились за власть над территориями Евразии. И Тамерлан (кстати, более известный у нас как Тимур) решил ударить по спонсорам Тохтамыша — по Московии, которая именно ему платила дань. Противостоять Тимуру военным путем Москва была не в состоянии. И перспектива разрушения страны до основания весьма пугала (картина Верещагина «Апофеоз волны» как раз — про Тимура). И тогда из Владимира в Москву отправился в Москву крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери. В самой же Москве народ принял на это время поголовный пост, включая отроков и скотов.
Ход дошел за десять дней. Встретили икону москвичи примерно в том месте, где теперь находится старый храм (а «встреча» по-старославянски — «сретение»). И вскоре случилась изложенная выше елецкая часть этой истории. Причем наш экскурсовод Мария где-то узнала, что именно Мария Пречистая сказала Тимуру во сне. Откуда уж она такое взяла, даже предполагать не берусь. Но по ее словам, Тимуру было заявлено, что Москву ты может быть и займешь, но живым оттуда точно не выйдешь.
На месте встречи иконы были выстроены Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери и Сретенский монастырь.
Помогал попасть
