Подмосковный Серпухов носит почетное звание города воинской доблести, но славен он не только боевыми заслугами и героизмом его жителей. Известен град Серпухов и благодаря высокой духовной жизни подвижников благочестия, положивших начало монашеской жизни на земле Серпуховской и на протяжении многих столетий подвизающихся в ее святых обителях.
Во второй день паломничества «Монастырский круг» мотоциклисты из мотоклуба «Ночные Волки» помолились у мощей преподобного Давида, Серпуховского чудотворца, и отправились в Высоцкий монастырь – один из 9 обителей, основанных преподобным Сергием Радонежским, игуменом земли Русской.
6 мая, когда паломники прибыли в Высоцкую обитель, Серпуховское отделение мотоклуба «Ночные Волки» отмечало открытие мотосезона-2017. В первой половине дня состоялись праздничные мероприятия и торжественный пробег по городу, а вечером мотоциклисты присоединились к паломникам, чтобы вместе помолиться, вознести хвалу Господу Богу и испросить небесного покровительства Пресвятой Богородицы.
2. Верхний ярус колокольни
В ожидании прибытия братьев по клубу паломники испробовали монастырского квасу и стали осматривать окрестности. Внимание сразу привлек серпуховской «водопад» - плотина на реке Нара.
3. Плотина на реке Нара
4.
Тишина. Безмятежность. Благодать. Шум падающей воды полностью отсекает весь гул мира. На том берегу – город, привычный ритм жизни, заботы и дела. А здесь – безмолвие и покой. Наконец можно отстраниться от суеты и прислушаться к своему сердцу. И душа радуется от созерцания окружающего благолепия, тишины мыслей и возрастающего чувства по-детски простого и чистого счастья.
5.
6.
На высоком, живописном берегу реки Нары, близ места ее впадения в Оку, возвышается белая церковь с синими куполами. Как красная девица, выглядывает она из окошка своей светелки. А вокруг, будто русские витязи в доспехах и стальных шлемах на головах, выстроились в кольцо монастырские стены с башнями.
7. Надвратная колокольня с храмом Трех Святителей
В конце XIV в. В Серпухове княжил двоюродный брат великого князя Димитрия Иоанновича Донского - Владимир Андреевич Храбрый. Христолюбивый князь пожелал устроить в своем городе святую обитель и обратился за благословением и помощью в этом богоугодном деле к своему духовному отцу - преподобному Сергию Радонежскому. Игумен земли Русской откликнулся на сердечное желание князя и вместе со своим учеником Афанасием отправился из Троицкого монастыря в Серпухов. Около двух сотен верст смиренные иноки прошли пешком, претерпевая снег и зимнюю стужу.
8.
На холме близ реки Нары преподобный Сергий увидел подходящее место для будущей обители во Славу Пресвятой Богородицы. Помолившись и испросив помощи Царицы Небесной на устройство монастыря, преподобный заложил храм в честь честного зачатия праведной Анной Божией Матери. Так 2 декабря 1374 г. был основан Серпуховской мужской монастырь «Во имя Богоматери в честь Ее Зачатия, и дабы славилось Имя Божие и Пресвятыя Богородицы». По месту основания на холме Высоком обитель стала именоваться Высоцкой.
9.
Первым настоятелем обители стал преподобный Афанасий старший. Горько плакал верный ученик преподобного Сергия о том, что не чувствует в себе силы самостоятельно управлять обителью без мудрого и чуткого руководства его прозорливого учителя. Но игумен Троицкий утешил отца Афанасия и повелел ему во всем уповать на Волю Божию и вверить себя в руки Господа и Пресвятой Богородицы.
10.
Преподобный Афанасий Серпуховской (в миру Андрей) родился в Обонежской Пятине, т.е. в местности вокруг Онежского озера. Его отец был священником. С юных лет Андрей испытывал особую склонность к молитве. В поисках мудрого наставника в иноческом делании Андрей отправился из Новгородской области в Свято-Троицкую обитель. Слава о великом подвижничестве ее основателя, игумена Сергия Радонежского, быстро распространялась по всей Руси. К монастырю на холме Маковец отовсюду стекались нуждающиеся в духовной помощи и желающие подвизаться под руководством прозорливого угодника Божиего.
11.
Любимым послушанием отца Афанасия в Троицкой обители было книгописание. Старательный инок много трудился для возрождения утраченной за годы татаро-монгольского ига преемственности византийской духовной традиции. Став по благословению преподобного Сергия и просьбе князя Владимира Храброго игуменом новоустроенной Высоцкой обители, авва Афанасий и там продолжил свои труды. Вскоре Высоцкий монастырь стал значимым центром византизма на Руси.
12.
Великий постник и молитвенник Афанасий Высоцкий такими словами напутствовал Никона Радонежского, будущего преемника преподобного Сергия: «Иноки называются добровольными мучениками. Святые мученики многие в один час пострадали и скончались, а иноки каждый день терпят страдания не от мучителей, но внутри, от собственной плоти и от врагов мысленных, бывают боримы и до последнего дыхания страдают».
В день празднования Рождества Пресвятой Богородицы 8 (21) сентября 1380 года войско Дмитрия Донского одержало на Куликовом поле великую победу над Золотой Ордой. Разгром Мамаева войска и победа воина-схимонаха Пересвета в поединке с ордынским «Голиафом» Челубеем, хотя не принесли окончательного избавления от татаро-монгольского ига, но стали победой Духа и явились решительным толчком для пробуждения национального сознания. Исход Куликовской битвы определила атака Засадного полка, возглавляемого князем Владимиром Андреевичем Храбрым и воеводой Дмитрием Боброком-Волынским. Решительное наступление войска Серпуховского князя обратило ордынцев в бегство.
13.
Погибших на Куликовом поле воинов-серпуховичей князь Владимир Андреевич похоронил в Высоцкой обители, а над их братской могилой в благодарность за заступничество Царицы Небесной он воздвиг новый белокаменный собор в честь Зачатия святой праведной Анной Пресвятой Богородицы. В том же году в монастыре был заложен деревянный Покровский храм с трапезной. В 1381году митрополит Киприан в присутствии преподобного Сергия Радонежского освятил оба храма.
14. Зачатьевский собор, Сергиевский и Никольский храмы
15.
В 1387 году по благословению преподобного Сергия Радонежского авва Афанасий отправился в Константинополь для составления «Ока церковного» - единого Устава Русской Церкви. В Византийской столице Афанасий Высоцкий занимался переводами и переписыванием церковных книг, которые затем отправлял на Русь. Между книгописной мастерской преподобного Афанасия в Константинополе и каллиграфической и иконописной школой Высоцкого монастыря в Серпухове установилась постоянная творческая связь. Не случайно впоследствии именно в Высоцкую обитель преподобный игумен Никон Радонежский направил будущего великого иконописца преподобного Андрея Рублева для обучения и духовного созревания.
Скончался преподобный Афанасий Высоцкий в Константинополе в 1401 году. Вторым игуменом Высоцкой обители стал его ученик - Афанасий Младший.
Амос (так звали Афанасия Младшего в крещении) родился в Ярославле в знатной семье и в 1378 году пришел в новоустроенную Высоцкую обитель к преподобному Афанасию. Видя послушание и чистоту юного послушника, преподобный Афанасий совершил над Амосом монашеский постриг с именем Афанасий.
16.
Ценя опытность своего молодого преемника, Афанасий Высоцкий Старший на время своих путешествий сначала в Киев, а потом в Константинополь поручал ему управление обителью. Рано представился ко Господу угодник Божий Афанасий Младший. В возрасте 33 лет он занемог и 12 сентября 1395 года мирно скончался. По завещанию преподобного его тело похоронили у соборного храма под лестницей. Практически с самого погребения от честных мощей второго игумена Высоцкой обители стали происходить чудеса. Вскоре над гробом Афанасия Младшего построили часовню, а в 1697 царица Наталья Кирилловна, мать Петра I, возвела над могилой преподобного каменный храм в честь Афанасия Афонского.
Спустя почти двести лет, в 1878 году на месте одноглавой церкви был возведен большой, красивый каменный храм с пределами во имя преподобных Сергия Радонежского и Афанасия Афонского. К сожалению, этот храм не сохранился до наших дней. В 1967 году реставраторы вынесли «приговор» дому молитвы и снесли его как «сооружение, не представляющее ценности». Над местом погребения преподобного вновь была восстановлена лестница в ее первоначальном виде.
17. Под лестницей находилась могила преподобного Афанасия Младшего
24 сентября 1994 года были обретены честные мощи святого угодника Божия и перенесены в Покровский храм.
Третьим игуменом Высоцкой обители был преподобный Никита, которого считают духовником Пафнутия Боровского и основателем Богоявленского монастыря в Костроме.
18.
19.
Вплоть до 17 века город Серпухов исполнял роль форпоста Московского княжества: у городских стен собирались войска, а в обители часто гостили князья, знать, а потом и царь. Река Ока являлась границей, разделявшей русские земли и степь. Вдоль нее строились оборонительные линии, защищавшие от набегов южных соседей. Высоцкий монастырь зачастую использовался как крепость и всегда находился под угрозой разорения. Обитель не раз страдала от нападений золотоордынских ханов. В 1382 году по дороге в Москву Серпухов был сожжен Тохтамышем. В 1408 еще большие разрушения постигли русские города от нашествия хана Едигея. Ордынское войско разорило Серпухов, Дмитров, Ростов, Переславль, Нижний Новгород и другие города.
20. Слева направо: Покровский храм, Зачатьевский собор, Сергиевский и Никольский храмы
Первый царь всея Руси Иоанн Грозный трижды посещал Высоцкую обитель и делал щедрые пожертвования монастырю. Несмотря на расположение царя, конец XVI - начало XVII веков для Высоцкой обители стали периодом тяжелых испытаний. В 1571 монастырь, как и весь город, был сожжен войсками хана Девлет-Гирея. В Смутное время обитель неоднократно страдала сначала от польско-литовских интервентов, а потом от запорожских казаков под предводительством гетмана Петра Сагайдачного .
Возрождение Высоцкой обители началось с восхождения на трон первых царей из династии Романовых. На восстановление монастыря стали поступать щедрые пожертвования. На средства царя Алексея Михайловича вместо ветхой деревянной ограды вокруг обители были выстроены каменные стены с башнями. Нарышкины, особенно царица Наталья Кирилловна, так же делали щедрые вклады на обустройство храмов и монастырской территории. В конце XVII - начале XVIII веков к Высоцкой обители был приписан женский Серпуховский Владычный монастырь. К середине XVIII Высоцкий монастырь стал крупным вотчинником. В обители была богатейшая ризница и большая библиотека.
21. Мозаика на стене Покровского храма
По указу Екатерины II 1764 года о секуляризации церковных земель монастырь лишился всех своих вотчин и стал штатным монастырем 3 класса.
В 1823 - 1826 годах в монастыре подвизался знаменитый Авель Прорицатель. Именно в Высоцкой обители он предрек скорую кончину императора Александра I, восстание декабристов на Сенатской площади в декабре 1825 года, восшествие на престол Николая I.
Но Богородица и святые небесные покровители не оставляли свою обитель, и с начала XIX положение монастыря трудами его насельников стало улучшаться. В 1840 году была построена трехъярусная колокольная с Трехсвятительским храмом на втором ярусе. К концу XIX века к Покровской церкви был пристроен придел в честь Похвалы Пресвятой Богородицы, воздвигнут храм в честь Афанасия Афонского и Сергия Радонежского, а на средства фабриканта Н.Н. Коншина построен храм Всех Святых.
22. Надвратная колокольня. Верхний ярус
23. Надвратная колокольня
24. Всехсвятская церковь
К началу ХХ века Высоцкий монастырь был одним из самых благоустроенных на Руси, но вдруг грянула революция, и по всей стране разбежались волны гонений и репрессий, потекли реки крови новомучеников и пострадавших за веру. После закрытия женского Владычного монастыря богоборческая власть разместила на его территории военное училище, а около сотни монахинь нашли временный приют в Высоцкой обители.
В 1928 году и Высоцкий монастырь постигла та же учесть, что и другие святые обители. Монастырь был закрыт, но некоторое время в его стенах еще теплилась монашеская жизнь. До 1931 года Покровский храм действовал в качестве приходского, но вскоре и в нем стихли слова молитв. После окончательного закрытия монастыря в помещениях обители располагались казармы, склады, гаражи, коммунальные квартиры. Часть построек была утрачена.
25.
25 марта 1991 года Священным Синодом было принято решение о возрождении монашеской жизни в Высоцкой обители. В 1994 годы были обретены честные мощи преподобного Афанасия Младшего. Рака с мощами святого теперь находится в Покровском соборе, куда со всей страны приезжают тысячи паломников, чтобы поклониться второму игумену Высоцкому и главной святыни обители – иконе Божией Матери, именуемой «Неупиваемая Чаша».
26.Чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Неупиваемая Чаша», в Покровском храме
Чудесное явление этого Образа произошло почти 140 лет назад – в 1878 году. В то время в Тульской губернии жил крестьянин – отставной солдат. Он был страшным пьяницей, пропивавшим все до последней копейки. В результате страсть к винопитию привела бывшего солдата в такое жалкое состояние, что у него отнялись ноги. Но и это не изменило его тяги к бутылке. И вот однажды крестьянину во сне явился благообразный старец-схимник, который повелел ему идти в град Серпухов по Владычный монастырь. «Там есть икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом», - повелел ему инок. Проснувшегося солдата охватил трепет. Но испугавшись трудностей пути, он не решился исполнить приказание монаха. Видение повторилось во второй раз, но солдат вновь не послушался наказа. Тогда старец явился несчастному в третий раз и грозно повторил свои слова. Солдат не осмелился более сопротивляться Воле Божией и отправился в непростое странствие.
То ползком, то на четвереньках медленно и мучительно преодолевал километры пути по дороге в Серпухов. В одном селе он остановился на ночлег у сердобольной старушки. Заботливая хозяйка в течение нескольких дней растирала ноги путника, и он вдруг ощутил облегчение и возвращение чувствительности. Сначала опираясь на две, а потом на одну палку, он смог кое-как добраться до Введенского Владычного монастыря.
27.
Как приказал ему старец, солдат попросил отслужить молебен перед образом Пречистой «Неупиваемая Чаша». Но в обители никогда не слышали о такой иконе. Вдруг кто-то предположил, что речь можно идти об образе Богородицы, который находится в проходе между соборным храмом и ризницей. На той иконе как раз была изображена Чаша. И каково было всеобщее удивление, когда на обратной стороне образа обнаружилась надпись «Неупиваемая Чаша». Икону поместили в собор и отслужили молебен. Отставной солдат полностью исцелился и избавился от губительной привычки. Старца из видения, указавшего на чудотворную икону, солдат сразу узнал в иконописном образе основателя Введенского Владычного монастыря – преподобного Варлаама Серпуховского.
Весть о чудотворном образе довольно быстро распространялась, и с тех пор многие страждущие стали приходить в обитель, чтобы помолиться за себя или за близких об избавлении от страсти винопития. При храме в честь благоверного Александра Невского образовалось братство трезвости.
После закрытия Владычного монастыря в начале XX века икону вместе с другими святынями перенесли в собор Николы Белого. В 1929 году собор был закрыт, а многие святыни уничтожены или расхищены. Дальнейшая судьба чудотворной иконы неизвестна. Почти на полвека перестали совершаться молебны перед «Неупиваемой Чашей», но почитание образа возобновилось в 1980-х годах.
28.
Настоятель единственного действующего в то время в Серпухове храма Илии Пророка иеромонах Иосиф (Балабанов) наткнулся на заметку об иконе в дореволюционном издании. По его просьбе был написан образ Богородицы «Неупиваемая Чаша». При Ильинском храме возобновилась традиция Александро-Невского братства трезвости. А с возрождением монашеской жизни в Высоцком монастыре, по благословению архимандрита Иосифа (ныне митрополита Курганского и Белозерского) для Покровского храма была заново написана икона «Неупиваемая Чаша». Чуть позже в левый нижний угол иконы был вставлен ковчежец с частицей пояса Пресвятой Богородицы.
День празднования иконы Божией Матери, именуемой «Неупиваемая Чаша» - 5/18 мая.
В Высоцком монастыре Ночные Волки продолжили добрую традицию иконодарения и даровали обители образ святого великомученика Георгия Победоносца.
29.
Иеромонах Трифон благословил паломников в путь и даровал им на память о посещении обители икону Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша» и преподобного Афанасия Серпуховского.
30.
Помолившись перед чудотворным образом Пресвятой Богородицы, мотоциклисты тепло попрощались со своими мотобратьями из Серпуховского, Чеховского и Новомосковского отделений "Ночных Волков" и отправились на ночлег. Впереди ждал третий день паломничества "Монастырский круг", которому предстояло начаться с Божественной Литургии в храме Николы Белого - того самого храма, в который из Владычного монастыря была перенесена икона "Неупиваемая чаша" после событий начала XX века.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
«Избранное и дивное избавление нам даровася — Твой образ честный, Владычице Богородице, яко избавльшеся явлением его от недугов душевных и телесных, и скорбных обстояний, благодарственная хваления приносим Ти, Всемилостивая Заступнице».
(Из акафиста Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Неупиваемая Чаша»)
Рассказы о других днях паломничества "Монастырский круг":
1. Истра. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь
2. Звенигород. Саввино-Сторожевский монастырь
3. Новыт Быт. Вознесенская Давидова пустынь
Во второй день паломничества «Монастырский круг» мотоциклисты из мотоклуба «Ночные Волки» помолились у мощей преподобного Давида, Серпуховского чудотворца, и отправились в Высоцкий монастырь – один из 9 обителей, основанных преподобным Сергием Радонежским, игуменом земли Русской.
6 мая, когда паломники прибыли в Высоцкую обитель, Серпуховское отделение мотоклуба «Ночные Волки» отмечало открытие мотосезона-2017. В первой половине дня состоялись праздничные мероприятия и торжественный пробег по городу, а вечером мотоциклисты присоединились к паломникам, чтобы вместе помолиться, вознести хвалу Господу Богу и испросить небесного покровительства Пресвятой Богородицы.
2. Верхний ярус колокольни
В ожидании прибытия братьев по клубу паломники испробовали монастырского квасу и стали осматривать окрестности. Внимание сразу привлек серпуховской «водопад» - плотина на реке Нара.
3. Плотина на реке Нара
4.
Тишина. Безмятежность. Благодать. Шум падающей воды полностью отсекает весь гул мира. На том берегу – город, привычный ритм жизни, заботы и дела. А здесь – безмолвие и покой. Наконец можно отстраниться от суеты и прислушаться к своему сердцу. И душа радуется от созерцания окружающего благолепия, тишины мыслей и возрастающего чувства по-детски простого и чистого счастья.
5.
6.
На высоком, живописном берегу реки Нары, близ места ее впадения в Оку, возвышается белая церковь с синими куполами. Как красная девица, выглядывает она из окошка своей светелки. А вокруг, будто русские витязи в доспехах и стальных шлемах на головах, выстроились в кольцо монастырские стены с башнями.
7. Надвратная колокольня с храмом Трех Святителей
В конце XIV в. В Серпухове княжил двоюродный брат великого князя Димитрия Иоанновича Донского - Владимир Андреевич Храбрый. Христолюбивый князь пожелал устроить в своем городе святую обитель и обратился за благословением и помощью в этом богоугодном деле к своему духовному отцу - преподобному Сергию Радонежскому. Игумен земли Русской откликнулся на сердечное желание князя и вместе со своим учеником Афанасием отправился из Троицкого монастыря в Серпухов. Около двух сотен верст смиренные иноки прошли пешком, претерпевая снег и зимнюю стужу.
8.
На холме близ реки Нары преподобный Сергий увидел подходящее место для будущей обители во Славу Пресвятой Богородицы. Помолившись и испросив помощи Царицы Небесной на устройство монастыря, преподобный заложил храм в честь честного зачатия праведной Анной Божией Матери. Так 2 декабря 1374 г. был основан Серпуховской мужской монастырь «Во имя Богоматери в честь Ее Зачатия, и дабы славилось Имя Божие и Пресвятыя Богородицы». По месту основания на холме Высоком обитель стала именоваться Высоцкой.
9.
Первым настоятелем обители стал преподобный Афанасий старший. Горько плакал верный ученик преподобного Сергия о том, что не чувствует в себе силы самостоятельно управлять обителью без мудрого и чуткого руководства его прозорливого учителя. Но игумен Троицкий утешил отца Афанасия и повелел ему во всем уповать на Волю Божию и вверить себя в руки Господа и Пресвятой Богородицы.
10.
Преподобный Афанасий Серпуховской (в миру Андрей) родился в Обонежской Пятине, т.е. в местности вокруг Онежского озера. Его отец был священником. С юных лет Андрей испытывал особую склонность к молитве. В поисках мудрого наставника в иноческом делании Андрей отправился из Новгородской области в Свято-Троицкую обитель. Слава о великом подвижничестве ее основателя, игумена Сергия Радонежского, быстро распространялась по всей Руси. К монастырю на холме Маковец отовсюду стекались нуждающиеся в духовной помощи и желающие подвизаться под руководством прозорливого угодника Божиего.
11.
Любимым послушанием отца Афанасия в Троицкой обители было книгописание. Старательный инок много трудился для возрождения утраченной за годы татаро-монгольского ига преемственности византийской духовной традиции. Став по благословению преподобного Сергия и просьбе князя Владимира Храброго игуменом новоустроенной Высоцкой обители, авва Афанасий и там продолжил свои труды. Вскоре Высоцкий монастырь стал значимым центром византизма на Руси.
12.
Великий постник и молитвенник Афанасий Высоцкий такими словами напутствовал Никона Радонежского, будущего преемника преподобного Сергия: «Иноки называются добровольными мучениками. Святые мученики многие в один час пострадали и скончались, а иноки каждый день терпят страдания не от мучителей, но внутри, от собственной плоти и от врагов мысленных, бывают боримы и до последнего дыхания страдают».
В день празднования Рождества Пресвятой Богородицы 8 (21) сентября 1380 года войско Дмитрия Донского одержало на Куликовом поле великую победу над Золотой Ордой. Разгром Мамаева войска и победа воина-схимонаха Пересвета в поединке с ордынским «Голиафом» Челубеем, хотя не принесли окончательного избавления от татаро-монгольского ига, но стали победой Духа и явились решительным толчком для пробуждения национального сознания. Исход Куликовской битвы определила атака Засадного полка, возглавляемого князем Владимиром Андреевичем Храбрым и воеводой Дмитрием Боброком-Волынским. Решительное наступление войска Серпуховского князя обратило ордынцев в бегство.
13.
Погибших на Куликовом поле воинов-серпуховичей князь Владимир Андреевич похоронил в Высоцкой обители, а над их братской могилой в благодарность за заступничество Царицы Небесной он воздвиг новый белокаменный собор в честь Зачатия святой праведной Анной Пресвятой Богородицы. В том же году в монастыре был заложен деревянный Покровский храм с трапезной. В 1381году митрополит Киприан в присутствии преподобного Сергия Радонежского освятил оба храма.
14. Зачатьевский собор, Сергиевский и Никольский храмы
15.
В 1387 году по благословению преподобного Сергия Радонежского авва Афанасий отправился в Константинополь для составления «Ока церковного» - единого Устава Русской Церкви. В Византийской столице Афанасий Высоцкий занимался переводами и переписыванием церковных книг, которые затем отправлял на Русь. Между книгописной мастерской преподобного Афанасия в Константинополе и каллиграфической и иконописной школой Высоцкого монастыря в Серпухове установилась постоянная творческая связь. Не случайно впоследствии именно в Высоцкую обитель преподобный игумен Никон Радонежский направил будущего великого иконописца преподобного Андрея Рублева для обучения и духовного созревания.
Скончался преподобный Афанасий Высоцкий в Константинополе в 1401 году. Вторым игуменом Высоцкой обители стал его ученик - Афанасий Младший.
Амос (так звали Афанасия Младшего в крещении) родился в Ярославле в знатной семье и в 1378 году пришел в новоустроенную Высоцкую обитель к преподобному Афанасию. Видя послушание и чистоту юного послушника, преподобный Афанасий совершил над Амосом монашеский постриг с именем Афанасий.
16.
Ценя опытность своего молодого преемника, Афанасий Высоцкий Старший на время своих путешествий сначала в Киев, а потом в Константинополь поручал ему управление обителью. Рано представился ко Господу угодник Божий Афанасий Младший. В возрасте 33 лет он занемог и 12 сентября 1395 года мирно скончался. По завещанию преподобного его тело похоронили у соборного храма под лестницей. Практически с самого погребения от честных мощей второго игумена Высоцкой обители стали происходить чудеса. Вскоре над гробом Афанасия Младшего построили часовню, а в 1697 царица Наталья Кирилловна, мать Петра I, возвела над могилой преподобного каменный храм в честь Афанасия Афонского.
Спустя почти двести лет, в 1878 году на месте одноглавой церкви был возведен большой, красивый каменный храм с пределами во имя преподобных Сергия Радонежского и Афанасия Афонского. К сожалению, этот храм не сохранился до наших дней. В 1967 году реставраторы вынесли «приговор» дому молитвы и снесли его как «сооружение, не представляющее ценности». Над местом погребения преподобного вновь была восстановлена лестница в ее первоначальном виде.
17. Под лестницей находилась могила преподобного Афанасия Младшего
24 сентября 1994 года были обретены честные мощи святого угодника Божия и перенесены в Покровский храм.
Третьим игуменом Высоцкой обители был преподобный Никита, которого считают духовником Пафнутия Боровского и основателем Богоявленского монастыря в Костроме.
18.
19.
Вплоть до 17 века город Серпухов исполнял роль форпоста Московского княжества: у городских стен собирались войска, а в обители часто гостили князья, знать, а потом и царь. Река Ока являлась границей, разделявшей русские земли и степь. Вдоль нее строились оборонительные линии, защищавшие от набегов южных соседей. Высоцкий монастырь зачастую использовался как крепость и всегда находился под угрозой разорения. Обитель не раз страдала от нападений золотоордынских ханов. В 1382 году по дороге в Москву Серпухов был сожжен Тохтамышем. В 1408 еще большие разрушения постигли русские города от нашествия хана Едигея. Ордынское войско разорило Серпухов, Дмитров, Ростов, Переславль, Нижний Новгород и другие города.
20. Слева направо: Покровский храм, Зачатьевский собор, Сергиевский и Никольский храмы
Первый царь всея Руси Иоанн Грозный трижды посещал Высоцкую обитель и делал щедрые пожертвования монастырю. Несмотря на расположение царя, конец XVI - начало XVII веков для Высоцкой обители стали периодом тяжелых испытаний. В 1571 монастырь, как и весь город, был сожжен войсками хана Девлет-Гирея. В Смутное время обитель неоднократно страдала сначала от польско-литовских интервентов, а потом от запорожских казаков под предводительством гетмана Петра Сагайдачного .
Возрождение Высоцкой обители началось с восхождения на трон первых царей из династии Романовых. На восстановление монастыря стали поступать щедрые пожертвования. На средства царя Алексея Михайловича вместо ветхой деревянной ограды вокруг обители были выстроены каменные стены с башнями. Нарышкины, особенно царица Наталья Кирилловна, так же делали щедрые вклады на обустройство храмов и монастырской территории. В конце XVII - начале XVIII веков к Высоцкой обители был приписан женский Серпуховский Владычный монастырь. К середине XVIII Высоцкий монастырь стал крупным вотчинником. В обители была богатейшая ризница и большая библиотека.
21. Мозаика на стене Покровского храма
По указу Екатерины II 1764 года о секуляризации церковных земель монастырь лишился всех своих вотчин и стал штатным монастырем 3 класса.
В 1823 - 1826 годах в монастыре подвизался знаменитый Авель Прорицатель. Именно в Высоцкой обители он предрек скорую кончину императора Александра I, восстание декабристов на Сенатской площади в декабре 1825 года, восшествие на престол Николая I.
Но Богородица и святые небесные покровители не оставляли свою обитель, и с начала XIX положение монастыря трудами его насельников стало улучшаться. В 1840 году была построена трехъярусная колокольная с Трехсвятительским храмом на втором ярусе. К концу XIX века к Покровской церкви был пристроен придел в честь Похвалы Пресвятой Богородицы, воздвигнут храм в честь Афанасия Афонского и Сергия Радонежского, а на средства фабриканта Н.Н. Коншина построен храм Всех Святых.
22. Надвратная колокольня. Верхний ярус
23. Надвратная колокольня
24. Всехсвятская церковь
К началу ХХ века Высоцкий монастырь был одним из самых благоустроенных на Руси, но вдруг грянула революция, и по всей стране разбежались волны гонений и репрессий, потекли реки крови новомучеников и пострадавших за веру. После закрытия женского Владычного монастыря богоборческая власть разместила на его территории военное училище, а около сотни монахинь нашли временный приют в Высоцкой обители.
В 1928 году и Высоцкий монастырь постигла та же учесть, что и другие святые обители. Монастырь был закрыт, но некоторое время в его стенах еще теплилась монашеская жизнь. До 1931 года Покровский храм действовал в качестве приходского, но вскоре и в нем стихли слова молитв. После окончательного закрытия монастыря в помещениях обители располагались казармы, склады, гаражи, коммунальные квартиры. Часть построек была утрачена.
25.
25 марта 1991 года Священным Синодом было принято решение о возрождении монашеской жизни в Высоцкой обители. В 1994 годы были обретены честные мощи преподобного Афанасия Младшего. Рака с мощами святого теперь находится в Покровском соборе, куда со всей страны приезжают тысячи паломников, чтобы поклониться второму игумену Высоцкому и главной святыни обители – иконе Божией Матери, именуемой «Неупиваемая Чаша».
26.Чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Неупиваемая Чаша», в Покровском храме
Чудесное явление этого Образа произошло почти 140 лет назад – в 1878 году. В то время в Тульской губернии жил крестьянин – отставной солдат. Он был страшным пьяницей, пропивавшим все до последней копейки. В результате страсть к винопитию привела бывшего солдата в такое жалкое состояние, что у него отнялись ноги. Но и это не изменило его тяги к бутылке. И вот однажды крестьянину во сне явился благообразный старец-схимник, который повелел ему идти в град Серпухов по Владычный монастырь. «Там есть икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом», - повелел ему инок. Проснувшегося солдата охватил трепет. Но испугавшись трудностей пути, он не решился исполнить приказание монаха. Видение повторилось во второй раз, но солдат вновь не послушался наказа. Тогда старец явился несчастному в третий раз и грозно повторил свои слова. Солдат не осмелился более сопротивляться Воле Божией и отправился в непростое странствие.
То ползком, то на четвереньках медленно и мучительно преодолевал километры пути по дороге в Серпухов. В одном селе он остановился на ночлег у сердобольной старушки. Заботливая хозяйка в течение нескольких дней растирала ноги путника, и он вдруг ощутил облегчение и возвращение чувствительности. Сначала опираясь на две, а потом на одну палку, он смог кое-как добраться до Введенского Владычного монастыря.
27.
Как приказал ему старец, солдат попросил отслужить молебен перед образом Пречистой «Неупиваемая Чаша». Но в обители никогда не слышали о такой иконе. Вдруг кто-то предположил, что речь можно идти об образе Богородицы, который находится в проходе между соборным храмом и ризницей. На той иконе как раз была изображена Чаша. И каково было всеобщее удивление, когда на обратной стороне образа обнаружилась надпись «Неупиваемая Чаша». Икону поместили в собор и отслужили молебен. Отставной солдат полностью исцелился и избавился от губительной привычки. Старца из видения, указавшего на чудотворную икону, солдат сразу узнал в иконописном образе основателя Введенского Владычного монастыря – преподобного Варлаама Серпуховского.
Весть о чудотворном образе довольно быстро распространялась, и с тех пор многие страждущие стали приходить в обитель, чтобы помолиться за себя или за близких об избавлении от страсти винопития. При храме в честь благоверного Александра Невского образовалось братство трезвости.
После закрытия Владычного монастыря в начале XX века икону вместе с другими святынями перенесли в собор Николы Белого. В 1929 году собор был закрыт, а многие святыни уничтожены или расхищены. Дальнейшая судьба чудотворной иконы неизвестна. Почти на полвека перестали совершаться молебны перед «Неупиваемой Чашей», но почитание образа возобновилось в 1980-х годах.
28.
Настоятель единственного действующего в то время в Серпухове храма Илии Пророка иеромонах Иосиф (Балабанов) наткнулся на заметку об иконе в дореволюционном издании. По его просьбе был написан образ Богородицы «Неупиваемая Чаша». При Ильинском храме возобновилась традиция Александро-Невского братства трезвости. А с возрождением монашеской жизни в Высоцком монастыре, по благословению архимандрита Иосифа (ныне митрополита Курганского и Белозерского) для Покровского храма была заново написана икона «Неупиваемая Чаша». Чуть позже в левый нижний угол иконы был вставлен ковчежец с частицей пояса Пресвятой Богородицы.
День празднования иконы Божией Матери, именуемой «Неупиваемая Чаша» - 5/18 мая.
В Высоцком монастыре Ночные Волки продолжили добрую традицию иконодарения и даровали обители образ святого великомученика Георгия Победоносца.
29.
Иеромонах Трифон благословил паломников в путь и даровал им на память о посещении обители икону Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша» и преподобного Афанасия Серпуховского.
30.
Помолившись перед чудотворным образом Пресвятой Богородицы, мотоциклисты тепло попрощались со своими мотобратьями из Серпуховского, Чеховского и Новомосковского отделений "Ночных Волков" и отправились на ночлег. Впереди ждал третий день паломничества "Монастырский круг", которому предстояло начаться с Божественной Литургии в храме Николы Белого - того самого храма, в который из Владычного монастыря была перенесена икона "Неупиваемая чаша" после событий начала XX века.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
«Избранное и дивное избавление нам даровася — Твой образ честный, Владычице Богородице, яко избавльшеся явлением его от недугов душевных и телесных, и скорбных обстояний, благодарственная хваления приносим Ти, Всемилостивая Заступнице».
(Из акафиста Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Неупиваемая Чаша»)
Рассказы о других днях паломничества "Монастырский круг":
1. Истра. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь
2. Звенигород. Саввино-Сторожевский монастырь
3. Новыт Быт. Вознесенская Давидова пустынь