С 5 по 9 мая по святым обителям Московской области проходило мотопаломничество «Монастырский Круг», организованное и проведенное мотоклубом «Ночные Волки» и Федерацией мототуризма России при поддержке Паломнического центра Московского Патриархата, паломнической службы Ново-Иерусалимского монастыря и братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Во время пятидневного мотопутешествия паломники побывали в подмосковном городе Истра, где с благоговением восхитились величием восстановленного после долгих лет забвения и разрушений Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Из Истры мотоциклисты отправились в Звенигород, где поклонились мощам преподобного Саввы в Саввино-Сторожевском монастыре и приняли участие во всенощном бдении в канун дня памяти св. вмч. Георгия Победоносца.
В следующие дни путешествия паломники посетили Вознесенскую Давидову пустынь, помолились перед главной святыней Серпуховского Высоцкого мужского монастыря – иконой Пресвятой Богородицы именуемой Неупиваемая Чаша. В Свято-Троицком Ново-Голутвинском монастыре в Коломне путники получили духовный урок и укрепление в вере во время беседы с игуменией Ксенией, а вечером мотоциклисты присоединились к богослужению в Богоявленском храме Старо-Голутвинского монастыря. В этот раз маршрут паломнической поездки впервые проходил через с. Куровское Московской области, где инокиня Ангелина познакомила паломников с историей Гуслицкого Спасо-Преображенского монастыря.
На пути в Николо-Берлюковскую пустынь погода резко ухудшилась, и начался снегопад. Мотоциклистам пришлось пройти настоящее испытание на стойкость и проверить твердость своего желания совершить душеполезную поездку. Завершилась паломническая поездка в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, где Ночные Волки помолились об упокоении воинов и всех погибших во время Великой Отечественной Войны. Об основных вехах в истории каждой обители, которую посетили паломники, и ее святынях будет подробно рассказано в этом и следующих постах.
1.
Ранним утром в пятницу, когда солнечное, ясное небо и первые распустившиеся листочки на деревьях радовали ощущением наступления настоящей весны, и ничто не намекало на стремительное похолодание в ближайшие дни, был дан старт мотопаломничеству. Из Московского Байк-Центра в Нижних Мневниках мотоциклисты отправились в Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь.
2.
3.
У Святых Врат мотоциклистов встретила начальник паломнической службы Ново-Иерусалимского монастыря Наталья Баратова, которая провела для них экскурсию по обители.
4.
Русская Палестина… Пространственный образ и подобие Святой Земли, где произошли главные события земной жизни Спасителя, узрел в подмосковном ландшафте Патриарх Московский и Всея Руси Никон (1605-1681). По пути в Иверский Святоозерский монастырь Патриарх часто останавливался в селе Воскресенское-Сафатово и сильно полюбил здешние живописные просторы с их лесистыми холмами и поясом в виде речки Истры. По его задумке на выкупленных у боярина Романа Боборыкина землях в 1656 году образовалась обитель, ставшая пространственной иконой христианской Палестины. Образ Святой Земли был «написан» на местности протяженностью в 10 км с севера на юг и в 5 км с востока на запад.
5.
Сердце Русской Палестины - Воскресенский мужской монастырь, стоящий на названном по подобию с горой на Святой Землей холме Сион. Главный храм обители создан по образу Иерусалимского храма Гроба Господня. К востоку от Сиона расположен холм Елеон, который получил своей название по Елеонской горе. По преданию, в селении Вифания у подножия Елеонской горы жили Марфа, Мария и брат их Лазарь. Перед Вербным Воскресением (Праздником Входа Господня в Иерусалим) православные отмечают Лазареву субботу в память о чуде воскрешения Иисусом Христом праведного Лазаря. На месте подмосковного Елеона при патриархе Никоне находилось село Воскресенское с одноименной церковью. В XVII веке здесь была возведена Елеонская часовня, а в восточной части холма устроен женский монастырь – «Вифания».
На севере Нового Иерусалима воссоздан образ Галилеи с холмами Фавор и Ермон. Село Никулино было переименовано в Преображенское. Здесь же располагались селения Назарет и Капернаум. Интересно, что в самые богоборческие времена начала XX века, когда все православные обители подвергались закрытию и разорению, мечты патриарха Никона реализовались самым необычным образом. В том самом месте, где Святейший видел Галилейское море, в 30-е гг. XX века открылось Истринское водохранилище.
На юге Русской Палестины на месте села Петровское с церковью в честь Рождества Христова расположился образ Вифлеема, а речка Истра была переименована в Иордан.
Забегая вперед, хочется сказать, что созданная в XVII в. по палестинскому первообразу Кувуклия Живоносного Гроба Господня чудесным образом сохранилась, несмотря на упадок после закрытия обители и разрушения во время ВОВ. И теперь только в Ново-Иерусалимском монастыре можно увидеть, как изначально выглядел Гроб Господень, так как Кувуклия, находящаяся в Палестине, была перестроена после пожара, случившегося в начале 19 века.
6.
История обители во многом связана с жизнью ее основателя, Патриарха Московского и Всея Руси Никона. Никита Минич Минин (имя патриарха в крещении) родился в крестьянской семье в 1605 году. Непростое детство, наполненное скорбями и тиранией со стороны мачехи, воспитало в отроке смирение, терпение, а вместе с тем - тягу к изучению Священного Писания и богослужениям. В возрасте 12 лет он тайно покинул родительский дом и отправился на послушание в Макариев Желтоводский монастырь.
Вернуться домой Никиту заставила предсмертная просьба его отца. Он принял на себя заботу о хозяйстве и женился. Но жажда служения Господу с началом семейной жизни в нем не ослабла. Вскоре начитанный, образованный юноша был рукоположен в священники. По прошению купцов, прослышавших о смиренном пастыре, будущий патриарх переехал в Москву. Трех детей святителя Господь забрал еще во младенчестве, и в этом Никита узрел для себя знак Божий. Он упросил жену принять иночество, и сам так же принял монашеский постриг с именем Никон в Анзерском скиту на Соловках.
7. Воскресенский собор
Будучи игуменом Кожеозерского (Кожеезерского) монастыря, в 1646 году Никон приехал в Москву для сбора милостыни. Мудрый, смиренный игумен сильно полюбился молодому царю Алексею Михайловичу. Государь пожелал видеть духовного наставника подле себя и назначил его архимандритом Новоспасского монастыря. Кроме того царь приказал Никону раз в неделю приезжать во дворец для духовных бесед.
В 1652 году Никон был избран Патриархом. «Церковь - не каменные стены, но каноны и духовные пастыри», - говорил он. Вся его жизнь была направлена на то, чтобы заботиться о нравственном благочестии как простого народа, так и священнослужителей. В историю церкви Святейший Никон вошел как патриарх-реформатор. По его указанию все богослужебные книги были выправлены по греческому образцу, установлена строгая чинность в богослужении. При содействии Патриарха Никона произошло воссоединение Украины с Россией.
8.
В 1657 году царь Алексей Михайлович присутствовал на освящении деревянной церкви в честь Воскресения Христова. Именно он, осматривая обитель с Елеонского холма, впервые назвал это место Новым Иерусалимом. В 1658 году был заложен каменный Воскресенский собор. В храме предполагалось устройство 365 приделов по числу дней в году.
В этом же году, из-за разногласий с царем патриарх Никон удалился в Воскресенский монастырь, где все силы посвятил устройству Русской Палестины. Помогавший бедным и обиженным, обличающий грехи и пороки, радеющий о благочестии народа и стремящийся созидать Святую Русь - новый Израиль, патриарх был любим многими. И в тоже время среди тех, кто чувствовал себя уязвленным правдолюбивым святителем, росло число врагов и недовольных. В 1666 году оклеветанный патриарх был низложен и сослан простым монахов сначала в Ферапонтов, а затем в Кирилло-Белозерский монастырь.
9.
Со ссылкой патриарха строительные работы в монастыре прервались и возобновились лишь при царе Федоре Алексеевиче в 1679 году. Но вновь начатое строительство не во всем соответствовало изначальному замыслу. Так, например, приделы собора вместо годичного отражали седмичный круг богослужения.
В 1681 году царь позволил патриарху вернуться в любимую обитель. Но Святейший Никон, изнуренный тяготами и скорбями, так и не увидел вновь свое детище. Возвращаясь из ссылки, он скончался под Ярославлем 17 августа 1681 года. По настоянию царя Святейшего Никона погребли согласно патриаршему чину. В 1682 году Никон был восстановлен Собором в сане Патриарха. Значимым наследием монастыря стала огромная библиотека, собранная Святейшим. Долгие годы в монастыре развивалась образовательная деятельность, дейстововала школа, работа типография.
10. Надвратная церковь в честь Входа Господня в Иерусалим
После реформы 1764 года обитель лишилась своих земель и вотчинных крестьян. В 1919 году монастырь был закрыт, а через несколько лет перешел в ведомство музея. Летопись обители, как и многих других православных храмов, отмечена имена новомучеников, пострадавших от рук богоборческой власти за веру Христовы. Среди невинно убиенных насельников Воскресенского монастыря архимандрит Серафим Чичагов, который в 1904 году был настоятелем Воскресенского монастыря. В ноябре 1937 г. его, уже немощного старца, на носилках принесли на место расстрела на Бутовском полигоне. Так же в сонме новомучеников и исповедников Российский прославлены священномученик архиепископ Тихон (Никаноров), управлявший обителью с 1906 по 1912 гг, и епископ Иона (Лазарев).
11.
В годы Великой Отечественной Войны от немецко-фашистских захватчиков пострадал Воскресенский собор. В 1941 году саперы 614 полка СС «Райх», отступая от Москвы, взорвали храм с 65-метровой колокольней. Но стоит отметить, что советские власти осознавали значимость обители, и уже в 1942 году началась разработка проекта по восстановлению города Истры и Нового Иерусалима.
12. Храм Рождества Христова с трапезными палатами
В 1994 году случилось долгожданное событие – обитель была передана верующим. И вновь началась деятельность по восстановлению Русской Палестины в ее первозданном виде. В 2016 году, наконец, завершились реставрационные работы, и Воскресенский монастырь вновь поражает паломников и туристов своим благолепием и величием.
13.
Экскурсия по собору началась с посещения церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы.
14.
15.
В пещере на горе Голгофе держали узников, ожидавших исполнения вынесенного им приговора. Успенский придел стоит из церкви и трапезы, в которой устроено подобие Темницы.
16.
Здесь находятся Узы Господни - подобие камня-колодки с двумя отверстиями, в которые были закованы ноги Спасителя.
17. Темница Господня с каменными узами Спасителя
18.
19.
В 1681 году Успенском приделе проходило отпевание патриарха Никона, а тело Святейшего по его завещанию было погребено под Голгофой - в приделе Усекновения Главы Иоанна Предтечи.
20.
21. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
22.
Далее паломники, вспоминая Крестные страдания Христа и Его Воскресение, побывали в приделах Страстей Господних: церкви Написания титла, освященной в честь Лонгина Сотника, приделе разделения риз Господних и церкви поругания Господня.
Лонгин Сотник, римский стражник, был приставлен охранять Гроб Господень, чтобы христиане не выкрали тело Учителя. Он видел страдания Христовы на Кресте и был свидетелем Его Воскресения. Уверовав, стражник у себя на родине стал проповедовать Евангелие. По приказу Пилата Лонгин и двое воинов, так же уверовавших во Христа, были казнены. Голову Лонгина выбросили за стены города. По преданию, слепая женщина, нашедшая его голову и предавшая ее погребению, от прикосновения к ней прозрела.
«Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» [Мф. 27:54].
23. Иконостас церкви Написания титла
24. Надпись на каменной плите-путеводителе: "В неиже служат хабежи, люди черные, иже от великия Ефиопии христиане"
В Иерусалиме здесь хранилась дощечка, прибитая к Кресту Иисуса, гласящая "Иисус Назорей, царь Иудейский".
Второй придел Страстей Господних именуется церковью разделения риз Господних.
«Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий; и, сидя, стерегли Его там; и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» [Мф. 27:35-37]
25.
У церкви Поругания Господня, или Увенчания Спасителя терновым венцом, находится камень - подобие мраморной колонны, на которой сидел Иисус, когда на него надевали терновый венец.
«Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию*, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: «радуйся, Царь Иудейский!» и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове». [Мф. 27:27-30]
26. Священное подобие камня-колонны
Из приделов Страстей Господних паломники поднялись по каменной лестнице, именуемой Жалостный путь, на Святую Голгофу.
27. Голгофа в Новом Иерусалиме
В северной части придела устроено лобное место - Голгофа. В центре установлен кипарисовый Крест, на котором был распят Спаситель.
28.
Глубокая трещина в каменном основании символизирует разверзшиеся камни в момент смерти Спасителя на Кресте.
«Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух.
И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись;
и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли
и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим.
Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий.
Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему;
между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых». [Мф. 27:50-56]
29.
30.
31.
После распятия Иисуса праведный Иосиф Аримафейский обратился к Пилату с просьбой позволить ему забрать Праведное Тело Христово для погребения по иудейским традициям. Пилат позволил сделать это, и Иосиф с другим учеником Спасителя, Никодимом, обернули Тело Спасителя плащаницей и положили Его в гробницу, которую Иосиф изначально приготовил для себя.
32. Камень миропомазания
«Пришел также и Никодим,- приходивший прежде к Иисусу ночью,- и принес состав из смирны и алоя, литр около ста.
Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи.
На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен.
Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко». [Ин. 19:39-42]
33.
В Великую Пятницу с Голгофы спускают Святую Плащаницу и кладут ее на камень миропомазания. Плащаницу покрывают лепестками роз, которые впоследствии раздают верующим.
34.
35.
«Сердце» Воскресенского храма – Живоносный Гроб Господень, расположенный внутри Кувуклии. Священное место погребения и Воскресения Христа. Слово «кувуклия» в переводе означает «спальня», «опочивальня».
36.Кувуклия Гроба Господня
Вход в Гроб Господень осуществляется через придел Ангела. Здесь находится большой камень, закрывавший вход в Гробницу. Изначально камень соответствовал по размерам входному проему, но постепенно от него отделяли части для передачи в другие храмы. Подобие камня в Воскресенском монастыре соответствует размерам камня в Иерусалиме на начало XVII веке.
37. Придел Ангела с подобием камня, отваленного Ангелом от Гроба Господня
«В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; но нашли камень отваленным от гроба.
И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса.
Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих.
И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми?
Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть.
И вспомнили они слова Его; и, возвратившись от гроба, возвестили всё это одиннадцати и всем прочим.
То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам». [Лк. 24:1-10]
38.
Храм Воскресения Христова в Новом Иерусалиме был единственным храмом в России, где каждое воскресение, кроме дней Великого поста, совершался Пасхальный канон Иоанна Дамаскина.
39.
40.
41.
42.
43.Ротонда Гроба Господня
44.
Лестница в подземную церковь состоит из 33 ступень по количеству лет земной жизни Спасителя.
46. Лестница в подземную церковь
Ров под фундамент подземной церкви был выкопан еще при Патриархе Никоне. В это же время здесь открылся Живоносный источник.
47.Церковь святых равноапостольных Константина и Елены
Царица Елена была христианкой и воспитала в своем сыне, святом императоре Константине Великом уважение к христианству. После своего провозглашения императором Галлии и Британии Константин первым делом объявил в подвластных ему землях свободу вероисповедания. Языческие правители ненавидели его за это. Константин молил Бога о каком-нибудь знамении, которое воодушевило бы его войско на борьбу с многочисленными противниками. И по его молитвам Господь послал такое знамение в виде сияющего на небе Креста с надписью «Сим Побеждай». Став полновластным императором Римской империи, он распространил эдикт о веротерпимости повсеместно. Для христиан это было великое событие, так как спустя несколько веков они, наконец, получили возможность открыто исповедовать Слово Господне. Император Константин так же перенес столицу в Византию, названную впоследствии по его имени Константинополем.
48.
Всем сердцем понимая спасительную силу следования путем Христа, император горячо желал отыскать великую святыню - Крест, на котором был распят Господь. С этой целью он отправил свою мать, царицу Елену, в Иерусалим. В 326 году Животворящий Крест Господень был обретен. Ревностная христианка, царица Елена, повелела очистить от языческих символов все места на Святой Земле, связанные с земной жизнь Господа Бога и Пресвятой Богородицы. Император Константин воздвиг храм в честь Воскресения Христова над пещерой Гроба Господня.
Царь Константин и царица Елена почитаются как равноапостольные.
49.
Возрождалась и развивалась обитель во многом благодаря ее щедрым благодетелям. В северной части подземной церкви находится предел в иконы Божией Матери "Утоли мои печали", устроенный на средства семьи Суворовых. Здесь погребены супруга великого полководца А.С. Суворова и их единственный сын Аркадий.
50. Намогильная плита В.И. Суворовой в приделе иконы Божией Матери "Утоли мои печали"
В пещере Обретения Животворящего Креста Господня находится кладезь "Живоносный источник". Здесь паломники с благоговением испили и набрали с собой святой воды.
51.
52.
Арочный проект и обрамленное изразцами "седалище" царицы Елены обозначают место, откуда она наблюдала за работами по поиску Креста Христова.
53."Седалище царицы Елены"
Под святой Голгофой расположена церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. В Иерусалимском храме в этом месте видна часть скалы с трещиной, которая образовалась во время смерти Иисуса на Кресте. Согласно преданию, кости и череп Адам погребены под Голгофой. Кровь Христа, истекавшая из проткнутого ребра, просочилась вниз и омыла первородный грех прародителя.
54.
26 августа 1681 года в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи в Воскресенском монастыре был погребен Святейший патриарх Никон. В 1936 году гробница патриарха была кощунственно вскрыта богоборцами. Какова была дальнейшая участь мощей Святейшего, к сожалению, не известно. Но к месту погребения патриарха все равно приходят паломники и получают просимое по своей вере и Воле Божией.
55.
Изразцовый иконостас написан в конце XVII века. Иконы в иконостасе - работы современных мастеров.
57. Изразцы в церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи
58.
59.
Вход в алтарь женщинам воспрещен, но в Воскресенском соборе есть возможность посмотреть на его устройство с хоров.
60.
61.
62.
63.
64.
65. Экспозиция, рассказывающая об этапах реставрационных работ в Новом Иерусалиме
66.
67.
68.
69.
После экскурсии паломники приложились к ковчегу с дланью правой руки святой мученицы Татианы (226-235). Эта святыня в 1691 году была дарована обители царевной Татьяной Михайловной, которая часто приезжала в монастырь на богомолье.
70.
Святая мученица Татиана была родом из знатной римской семьи. Ее отец, будучи тайным христианином, воспитал дочь в благочестии и любви к Богу. Достигнув совершеннолетия, Татиана была поставлена диаконисой в римском храме. Во времена гонений христиан Татиана была подвергнута зверским пыткам за отказ принести жертву идолам. Но никакие козни язычников не смогли поколебать веру Божией угодницы. Силой молитвы и призывая на помощь Имя Христово, Татиана разрушала языческих истуканов, а Ангелы исцеляли нанесенные на ее тело раны. Некоторые из ее мучителей, увидев могущество истинного Бога, уверовали и принесли свое покаяние. Когда палачи выпустили на арену цирка, где стояла Татиана, голодного льва, свирепый зверь лишь кротко облизывал ей ноги. Стоило же язычникам загнать льва обратно в клетку, как он тут же растерзал одного из стражников. Святая мученица Татиана, славя Господа и молясь за врагов своих, смиренно претерпевала все пытки. Безрезультатно испробовав все способы поколебать веру праведницы, язычники вынесли ей смертный приговор – усечение мечом.
71.
У мощей святой Татианы паломников встретил иеромонах Гавриил.
72.
Паломничество совершалось накануне Великого праздника - Дня Победы, а так же дня памяти великомученика Георгия Победоносца (6 мая). Именно 6 мая 1945 года, когда через молитвенное обращение к этому святому на Богослужениях славят Господа нашего Иисуса Христа, была окончательно разгромлена фашистская Германия. Ночные Волки даровали храму икону вмч. Георгия Победоносца и икону Василия Острожского, привезенную мотоциклистами из монастыря Острог в Черногории.
73.
Иеромонах Гавриил на память о поездке и с пожеланием Божией милости и заступничества Пресвятой Богородицы подарил мотоциклистам складень с образами Господа Бога нашего Иисуса Христа и Царицы Небесной.
74.
75.
76.
Иеромонах Гавриил благословил паломников в дорогу, после чего мотоциклисты отправились в Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
В заключение рассказа о паломничестве в Русскую Палестину приведу слова наместника Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря Архимандрита Феофилакта: «Желаю, чтобы каждый паломник, который взял в руки этот путеводитель и прошел по святым местам Нового Иерусалима, духовно преобразился и укрепил свою веру. Впитал в себя их благодатное веяние и вразумился покаянием. Последнее особенно важно: когда в сердце паломника нет покаяния, тогда он не принесет домой ничего, кроме праздной усталости и утомленного любопытства. Только с чувством покаянного смирения человек может увидеть истинную красоту Русской Палестины и, подобно святому апостолу Иоанну Богослову, из глубины сердца воскликнуть: «Я увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего (Откр. 21:2)».
«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» [Мф. 4:17]
Научение истинному покаянию – «двери в спасительную пажить Духа и Истины» (святитель Игнатий Брянчанинов), и постоянному пребыванию этого чувства в сердце промыслительным образом стало связующим звеном и главным духовным уроком этой паломнической поездки. О других днях паломнической поездки, святынях и главных вехах в истории посещенных обителей – в следующих постах.
Во время пятидневного мотопутешествия паломники побывали в подмосковном городе Истра, где с благоговением восхитились величием восстановленного после долгих лет забвения и разрушений Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Из Истры мотоциклисты отправились в Звенигород, где поклонились мощам преподобного Саввы в Саввино-Сторожевском монастыре и приняли участие во всенощном бдении в канун дня памяти св. вмч. Георгия Победоносца.
В следующие дни путешествия паломники посетили Вознесенскую Давидову пустынь, помолились перед главной святыней Серпуховского Высоцкого мужского монастыря – иконой Пресвятой Богородицы именуемой Неупиваемая Чаша. В Свято-Троицком Ново-Голутвинском монастыре в Коломне путники получили духовный урок и укрепление в вере во время беседы с игуменией Ксенией, а вечером мотоциклисты присоединились к богослужению в Богоявленском храме Старо-Голутвинского монастыря. В этот раз маршрут паломнической поездки впервые проходил через с. Куровское Московской области, где инокиня Ангелина познакомила паломников с историей Гуслицкого Спасо-Преображенского монастыря.
На пути в Николо-Берлюковскую пустынь погода резко ухудшилась, и начался снегопад. Мотоциклистам пришлось пройти настоящее испытание на стойкость и проверить твердость своего желания совершить душеполезную поездку. Завершилась паломническая поездка в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, где Ночные Волки помолились об упокоении воинов и всех погибших во время Великой Отечественной Войны. Об основных вехах в истории каждой обители, которую посетили паломники, и ее святынях будет подробно рассказано в этом и следующих постах.
1.
Ранним утром в пятницу, когда солнечное, ясное небо и первые распустившиеся листочки на деревьях радовали ощущением наступления настоящей весны, и ничто не намекало на стремительное похолодание в ближайшие дни, был дан старт мотопаломничеству. Из Московского Байк-Центра в Нижних Мневниках мотоциклисты отправились в Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь.
2.
3.
У Святых Врат мотоциклистов встретила начальник паломнической службы Ново-Иерусалимского монастыря Наталья Баратова, которая провела для них экскурсию по обители.
4.
Русская Палестина… Пространственный образ и подобие Святой Земли, где произошли главные события земной жизни Спасителя, узрел в подмосковном ландшафте Патриарх Московский и Всея Руси Никон (1605-1681). По пути в Иверский Святоозерский монастырь Патриарх часто останавливался в селе Воскресенское-Сафатово и сильно полюбил здешние живописные просторы с их лесистыми холмами и поясом в виде речки Истры. По его задумке на выкупленных у боярина Романа Боборыкина землях в 1656 году образовалась обитель, ставшая пространственной иконой христианской Палестины. Образ Святой Земли был «написан» на местности протяженностью в 10 км с севера на юг и в 5 км с востока на запад.
5.
Сердце Русской Палестины - Воскресенский мужской монастырь, стоящий на названном по подобию с горой на Святой Землей холме Сион. Главный храм обители создан по образу Иерусалимского храма Гроба Господня. К востоку от Сиона расположен холм Елеон, который получил своей название по Елеонской горе. По преданию, в селении Вифания у подножия Елеонской горы жили Марфа, Мария и брат их Лазарь. Перед Вербным Воскресением (Праздником Входа Господня в Иерусалим) православные отмечают Лазареву субботу в память о чуде воскрешения Иисусом Христом праведного Лазаря. На месте подмосковного Елеона при патриархе Никоне находилось село Воскресенское с одноименной церковью. В XVII веке здесь была возведена Елеонская часовня, а в восточной части холма устроен женский монастырь – «Вифания».
На севере Нового Иерусалима воссоздан образ Галилеи с холмами Фавор и Ермон. Село Никулино было переименовано в Преображенское. Здесь же располагались селения Назарет и Капернаум. Интересно, что в самые богоборческие времена начала XX века, когда все православные обители подвергались закрытию и разорению, мечты патриарха Никона реализовались самым необычным образом. В том самом месте, где Святейший видел Галилейское море, в 30-е гг. XX века открылось Истринское водохранилище.
На юге Русской Палестины на месте села Петровское с церковью в честь Рождества Христова расположился образ Вифлеема, а речка Истра была переименована в Иордан.
Забегая вперед, хочется сказать, что созданная в XVII в. по палестинскому первообразу Кувуклия Живоносного Гроба Господня чудесным образом сохранилась, несмотря на упадок после закрытия обители и разрушения во время ВОВ. И теперь только в Ново-Иерусалимском монастыре можно увидеть, как изначально выглядел Гроб Господень, так как Кувуклия, находящаяся в Палестине, была перестроена после пожара, случившегося в начале 19 века.
6.
История обители во многом связана с жизнью ее основателя, Патриарха Московского и Всея Руси Никона. Никита Минич Минин (имя патриарха в крещении) родился в крестьянской семье в 1605 году. Непростое детство, наполненное скорбями и тиранией со стороны мачехи, воспитало в отроке смирение, терпение, а вместе с тем - тягу к изучению Священного Писания и богослужениям. В возрасте 12 лет он тайно покинул родительский дом и отправился на послушание в Макариев Желтоводский монастырь.
Вернуться домой Никиту заставила предсмертная просьба его отца. Он принял на себя заботу о хозяйстве и женился. Но жажда служения Господу с началом семейной жизни в нем не ослабла. Вскоре начитанный, образованный юноша был рукоположен в священники. По прошению купцов, прослышавших о смиренном пастыре, будущий патриарх переехал в Москву. Трех детей святителя Господь забрал еще во младенчестве, и в этом Никита узрел для себя знак Божий. Он упросил жену принять иночество, и сам так же принял монашеский постриг с именем Никон в Анзерском скиту на Соловках.
7. Воскресенский собор
Будучи игуменом Кожеозерского (Кожеезерского) монастыря, в 1646 году Никон приехал в Москву для сбора милостыни. Мудрый, смиренный игумен сильно полюбился молодому царю Алексею Михайловичу. Государь пожелал видеть духовного наставника подле себя и назначил его архимандритом Новоспасского монастыря. Кроме того царь приказал Никону раз в неделю приезжать во дворец для духовных бесед.
В 1652 году Никон был избран Патриархом. «Церковь - не каменные стены, но каноны и духовные пастыри», - говорил он. Вся его жизнь была направлена на то, чтобы заботиться о нравственном благочестии как простого народа, так и священнослужителей. В историю церкви Святейший Никон вошел как патриарх-реформатор. По его указанию все богослужебные книги были выправлены по греческому образцу, установлена строгая чинность в богослужении. При содействии Патриарха Никона произошло воссоединение Украины с Россией.
8.
В 1657 году царь Алексей Михайлович присутствовал на освящении деревянной церкви в честь Воскресения Христова. Именно он, осматривая обитель с Елеонского холма, впервые назвал это место Новым Иерусалимом. В 1658 году был заложен каменный Воскресенский собор. В храме предполагалось устройство 365 приделов по числу дней в году.
В этом же году, из-за разногласий с царем патриарх Никон удалился в Воскресенский монастырь, где все силы посвятил устройству Русской Палестины. Помогавший бедным и обиженным, обличающий грехи и пороки, радеющий о благочестии народа и стремящийся созидать Святую Русь - новый Израиль, патриарх был любим многими. И в тоже время среди тех, кто чувствовал себя уязвленным правдолюбивым святителем, росло число врагов и недовольных. В 1666 году оклеветанный патриарх был низложен и сослан простым монахов сначала в Ферапонтов, а затем в Кирилло-Белозерский монастырь.
9.
Со ссылкой патриарха строительные работы в монастыре прервались и возобновились лишь при царе Федоре Алексеевиче в 1679 году. Но вновь начатое строительство не во всем соответствовало изначальному замыслу. Так, например, приделы собора вместо годичного отражали седмичный круг богослужения.
В 1681 году царь позволил патриарху вернуться в любимую обитель. Но Святейший Никон, изнуренный тяготами и скорбями, так и не увидел вновь свое детище. Возвращаясь из ссылки, он скончался под Ярославлем 17 августа 1681 года. По настоянию царя Святейшего Никона погребли согласно патриаршему чину. В 1682 году Никон был восстановлен Собором в сане Патриарха. Значимым наследием монастыря стала огромная библиотека, собранная Святейшим. Долгие годы в монастыре развивалась образовательная деятельность, дейстововала школа, работа типография.
10. Надвратная церковь в честь Входа Господня в Иерусалим
После реформы 1764 года обитель лишилась своих земель и вотчинных крестьян. В 1919 году монастырь был закрыт, а через несколько лет перешел в ведомство музея. Летопись обители, как и многих других православных храмов, отмечена имена новомучеников, пострадавших от рук богоборческой власти за веру Христовы. Среди невинно убиенных насельников Воскресенского монастыря архимандрит Серафим Чичагов, который в 1904 году был настоятелем Воскресенского монастыря. В ноябре 1937 г. его, уже немощного старца, на носилках принесли на место расстрела на Бутовском полигоне. Так же в сонме новомучеников и исповедников Российский прославлены священномученик архиепископ Тихон (Никаноров), управлявший обителью с 1906 по 1912 гг, и епископ Иона (Лазарев).
11.
В годы Великой Отечественной Войны от немецко-фашистских захватчиков пострадал Воскресенский собор. В 1941 году саперы 614 полка СС «Райх», отступая от Москвы, взорвали храм с 65-метровой колокольней. Но стоит отметить, что советские власти осознавали значимость обители, и уже в 1942 году началась разработка проекта по восстановлению города Истры и Нового Иерусалима.
12. Храм Рождества Христова с трапезными палатами
В 1994 году случилось долгожданное событие – обитель была передана верующим. И вновь началась деятельность по восстановлению Русской Палестины в ее первозданном виде. В 2016 году, наконец, завершились реставрационные работы, и Воскресенский монастырь вновь поражает паломников и туристов своим благолепием и величием.
13.
Экскурсия по собору началась с посещения церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы.
14.
15.
В пещере на горе Голгофе держали узников, ожидавших исполнения вынесенного им приговора. Успенский придел стоит из церкви и трапезы, в которой устроено подобие Темницы.
16.
Здесь находятся Узы Господни - подобие камня-колодки с двумя отверстиями, в которые были закованы ноги Спасителя.
17. Темница Господня с каменными узами Спасителя
18.
19.
В 1681 году Успенском приделе проходило отпевание патриарха Никона, а тело Святейшего по его завещанию было погребено под Голгофой - в приделе Усекновения Главы Иоанна Предтечи.
20.
21. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
22.
Далее паломники, вспоминая Крестные страдания Христа и Его Воскресение, побывали в приделах Страстей Господних: церкви Написания титла, освященной в честь Лонгина Сотника, приделе разделения риз Господних и церкви поругания Господня.
Лонгин Сотник, римский стражник, был приставлен охранять Гроб Господень, чтобы христиане не выкрали тело Учителя. Он видел страдания Христовы на Кресте и был свидетелем Его Воскресения. Уверовав, стражник у себя на родине стал проповедовать Евангелие. По приказу Пилата Лонгин и двое воинов, так же уверовавших во Христа, были казнены. Голову Лонгина выбросили за стены города. По преданию, слепая женщина, нашедшая его голову и предавшая ее погребению, от прикосновения к ней прозрела.
«Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» [Мф. 27:54].
23. Иконостас церкви Написания титла
24. Надпись на каменной плите-путеводителе: "В неиже служат хабежи, люди черные, иже от великия Ефиопии христиане"
В Иерусалиме здесь хранилась дощечка, прибитая к Кресту Иисуса, гласящая "Иисус Назорей, царь Иудейский".
Второй придел Страстей Господних именуется церковью разделения риз Господних.
«Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий; и, сидя, стерегли Его там; и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» [Мф. 27:35-37]
25.
У церкви Поругания Господня, или Увенчания Спасителя терновым венцом, находится камень - подобие мраморной колонны, на которой сидел Иисус, когда на него надевали терновый венец.
«Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию*, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: «радуйся, Царь Иудейский!» и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове». [Мф. 27:27-30]
26. Священное подобие камня-колонны
Из приделов Страстей Господних паломники поднялись по каменной лестнице, именуемой Жалостный путь, на Святую Голгофу.
27. Голгофа в Новом Иерусалиме
В северной части придела устроено лобное место - Голгофа. В центре установлен кипарисовый Крест, на котором был распят Спаситель.
28.
Глубокая трещина в каменном основании символизирует разверзшиеся камни в момент смерти Спасителя на Кресте.
«Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух.
И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись;
и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли
и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим.
Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий.
Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему;
между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых». [Мф. 27:50-56]
29.
30.
31.
После распятия Иисуса праведный Иосиф Аримафейский обратился к Пилату с просьбой позволить ему забрать Праведное Тело Христово для погребения по иудейским традициям. Пилат позволил сделать это, и Иосиф с другим учеником Спасителя, Никодимом, обернули Тело Спасителя плащаницей и положили Его в гробницу, которую Иосиф изначально приготовил для себя.
32. Камень миропомазания
«Пришел также и Никодим,- приходивший прежде к Иисусу ночью,- и принес состав из смирны и алоя, литр около ста.
Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи.
На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен.
Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко». [Ин. 19:39-42]
33.
В Великую Пятницу с Голгофы спускают Святую Плащаницу и кладут ее на камень миропомазания. Плащаницу покрывают лепестками роз, которые впоследствии раздают верующим.
34.
35.
«Сердце» Воскресенского храма – Живоносный Гроб Господень, расположенный внутри Кувуклии. Священное место погребения и Воскресения Христа. Слово «кувуклия» в переводе означает «спальня», «опочивальня».
36.Кувуклия Гроба Господня
Вход в Гроб Господень осуществляется через придел Ангела. Здесь находится большой камень, закрывавший вход в Гробницу. Изначально камень соответствовал по размерам входному проему, но постепенно от него отделяли части для передачи в другие храмы. Подобие камня в Воскресенском монастыре соответствует размерам камня в Иерусалиме на начало XVII веке.
37. Придел Ангела с подобием камня, отваленного Ангелом от Гроба Господня
«В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; но нашли камень отваленным от гроба.
И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса.
Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих.
И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми?
Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть.
И вспомнили они слова Его; и, возвратившись от гроба, возвестили всё это одиннадцати и всем прочим.
То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам». [Лк. 24:1-10]
38.
Храм Воскресения Христова в Новом Иерусалиме был единственным храмом в России, где каждое воскресение, кроме дней Великого поста, совершался Пасхальный канон Иоанна Дамаскина.
39.
40.
41.
42.
43.Ротонда Гроба Господня
44.
Лестница в подземную церковь состоит из 33 ступень по количеству лет земной жизни Спасителя.
46. Лестница в подземную церковь
Ров под фундамент подземной церкви был выкопан еще при Патриархе Никоне. В это же время здесь открылся Живоносный источник.
47.Церковь святых равноапостольных Константина и Елены
Царица Елена была христианкой и воспитала в своем сыне, святом императоре Константине Великом уважение к христианству. После своего провозглашения императором Галлии и Британии Константин первым делом объявил в подвластных ему землях свободу вероисповедания. Языческие правители ненавидели его за это. Константин молил Бога о каком-нибудь знамении, которое воодушевило бы его войско на борьбу с многочисленными противниками. И по его молитвам Господь послал такое знамение в виде сияющего на небе Креста с надписью «Сим Побеждай». Став полновластным императором Римской империи, он распространил эдикт о веротерпимости повсеместно. Для христиан это было великое событие, так как спустя несколько веков они, наконец, получили возможность открыто исповедовать Слово Господне. Император Константин так же перенес столицу в Византию, названную впоследствии по его имени Константинополем.
48.
Всем сердцем понимая спасительную силу следования путем Христа, император горячо желал отыскать великую святыню - Крест, на котором был распят Господь. С этой целью он отправил свою мать, царицу Елену, в Иерусалим. В 326 году Животворящий Крест Господень был обретен. Ревностная христианка, царица Елена, повелела очистить от языческих символов все места на Святой Земле, связанные с земной жизнь Господа Бога и Пресвятой Богородицы. Император Константин воздвиг храм в честь Воскресения Христова над пещерой Гроба Господня.
Царь Константин и царица Елена почитаются как равноапостольные.
49.
Возрождалась и развивалась обитель во многом благодаря ее щедрым благодетелям. В северной части подземной церкви находится предел в иконы Божией Матери "Утоли мои печали", устроенный на средства семьи Суворовых. Здесь погребены супруга великого полководца А.С. Суворова и их единственный сын Аркадий.
50. Намогильная плита В.И. Суворовой в приделе иконы Божией Матери "Утоли мои печали"
В пещере Обретения Животворящего Креста Господня находится кладезь "Живоносный источник". Здесь паломники с благоговением испили и набрали с собой святой воды.
51.
52.
Арочный проект и обрамленное изразцами "седалище" царицы Елены обозначают место, откуда она наблюдала за работами по поиску Креста Христова.
53."Седалище царицы Елены"
Под святой Голгофой расположена церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. В Иерусалимском храме в этом месте видна часть скалы с трещиной, которая образовалась во время смерти Иисуса на Кресте. Согласно преданию, кости и череп Адам погребены под Голгофой. Кровь Христа, истекавшая из проткнутого ребра, просочилась вниз и омыла первородный грех прародителя.
54.
26 августа 1681 года в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи в Воскресенском монастыре был погребен Святейший патриарх Никон. В 1936 году гробница патриарха была кощунственно вскрыта богоборцами. Какова была дальнейшая участь мощей Святейшего, к сожалению, не известно. Но к месту погребения патриарха все равно приходят паломники и получают просимое по своей вере и Воле Божией.
55.
Изразцовый иконостас написан в конце XVII века. Иконы в иконостасе - работы современных мастеров.
57. Изразцы в церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи
58.
59.
Вход в алтарь женщинам воспрещен, но в Воскресенском соборе есть возможность посмотреть на его устройство с хоров.
60.
61.
62.
63.
64.
65. Экспозиция, рассказывающая об этапах реставрационных работ в Новом Иерусалиме
66.
67.
68.
69.
После экскурсии паломники приложились к ковчегу с дланью правой руки святой мученицы Татианы (226-235). Эта святыня в 1691 году была дарована обители царевной Татьяной Михайловной, которая часто приезжала в монастырь на богомолье.
70.
Святая мученица Татиана была родом из знатной римской семьи. Ее отец, будучи тайным христианином, воспитал дочь в благочестии и любви к Богу. Достигнув совершеннолетия, Татиана была поставлена диаконисой в римском храме. Во времена гонений христиан Татиана была подвергнута зверским пыткам за отказ принести жертву идолам. Но никакие козни язычников не смогли поколебать веру Божией угодницы. Силой молитвы и призывая на помощь Имя Христово, Татиана разрушала языческих истуканов, а Ангелы исцеляли нанесенные на ее тело раны. Некоторые из ее мучителей, увидев могущество истинного Бога, уверовали и принесли свое покаяние. Когда палачи выпустили на арену цирка, где стояла Татиана, голодного льва, свирепый зверь лишь кротко облизывал ей ноги. Стоило же язычникам загнать льва обратно в клетку, как он тут же растерзал одного из стражников. Святая мученица Татиана, славя Господа и молясь за врагов своих, смиренно претерпевала все пытки. Безрезультатно испробовав все способы поколебать веру праведницы, язычники вынесли ей смертный приговор – усечение мечом.
71.
У мощей святой Татианы паломников встретил иеромонах Гавриил.
72.
Паломничество совершалось накануне Великого праздника - Дня Победы, а так же дня памяти великомученика Георгия Победоносца (6 мая). Именно 6 мая 1945 года, когда через молитвенное обращение к этому святому на Богослужениях славят Господа нашего Иисуса Христа, была окончательно разгромлена фашистская Германия. Ночные Волки даровали храму икону вмч. Георгия Победоносца и икону Василия Острожского, привезенную мотоциклистами из монастыря Острог в Черногории.
73.
Иеромонах Гавриил на память о поездке и с пожеланием Божией милости и заступничества Пресвятой Богородицы подарил мотоциклистам складень с образами Господа Бога нашего Иисуса Христа и Царицы Небесной.
74.
75.
76.
Иеромонах Гавриил благословил паломников в дорогу, после чего мотоциклисты отправились в Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
В заключение рассказа о паломничестве в Русскую Палестину приведу слова наместника Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря Архимандрита Феофилакта: «Желаю, чтобы каждый паломник, который взял в руки этот путеводитель и прошел по святым местам Нового Иерусалима, духовно преобразился и укрепил свою веру. Впитал в себя их благодатное веяние и вразумился покаянием. Последнее особенно важно: когда в сердце паломника нет покаяния, тогда он не принесет домой ничего, кроме праздной усталости и утомленного любопытства. Только с чувством покаянного смирения человек может увидеть истинную красоту Русской Палестины и, подобно святому апостолу Иоанну Богослову, из глубины сердца воскликнуть: «Я увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего (Откр. 21:2)».
«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» [Мф. 4:17]
Научение истинному покаянию – «двери в спасительную пажить Духа и Истины» (святитель Игнатий Брянчанинов), и постоянному пребыванию этого чувства в сердце промыслительным образом стало связующим звеном и главным духовным уроком этой паломнической поездки. О других днях паломнической поездки, святынях и главных вехах в истории посещенных обителей – в следующих постах.