OlgaBekas (olgabekas) wrote in foturist_ru,
OlgaBekas
olgabekas
foturist_ru

Церковь с часами не любит посторонних

Тысячи самарцев каждый день проходят мимо арки, ведущей во двор дома № 14 по ул. Льва Толстого, и многие из этих людей даже не подозревают о том, что прямо за аркой стоит огромный каменный храм, недавно отметивший вековой юбилей. Храм этот не привлекает внимания прохожих колокольным перезвоном или вереницами верующих, тянущихся по праздникам к церковным дверям.

Даже если кто-то и заглянет во двор, то любопытному взору в первую очередь предстанут строительные леса, затянутые мелкой сеткой. Лишь подняв глаза к небу, можно увидеть две светло-зеленых башенки, увенчанных крестами.

В одной из них под самым куполом зияет круглое отверстие, в котором некогда были установлены часы. Самарцы раньше так и называли этот храм — «церковь с часами». Более осведомленные горожане знают, что это бывшая старообрядческая церковь, но на этом познания самарцев, как правило, и заканчиваются. Что ж, сегодня мы постараемся заполнить этот пробел.



Мечта купца

Храм Казанского образа Пресвятой Богородицы, также известный как Белокриницкая старообрядческая церковь, был построен на земле, пожертвованной Марией Саниной, вдовой потомственного почетного гражданина Самары Ивана Санина. Купец 2-ой гильдии Санин являлся старообрядцем белокриницкого толка и всю жизнь мечтал, чтобы у его единоверцев в Самаре был собственный храм.


Самара. Общий вид с Волги. Открытка. 1914-1916 год

В марте 1909 года он обратился в городскую Думу с ходатайством о выделении старообрядческой общине пустыря на углу улиц Николаевской и Предтеченской (ныне Чапаевской и Некрасовской) для строительства храма и школы, но получил отказ. А вскоре Иван Санин скончался, так и не успев воплотить в жизнь свою мечту о строительстве храма. Но дело купца продолжила его жена, Мария. В 1913 году она пожертвовала часть доставшейся ей от мужа усадьбы на улице Льва Толстого самарской старообрядческой общине.

В июне 1913 года община получила разрешение на возведение храма, а уже к концу 1915 года церковь была построена. Перекрытия храма были выполнены из железобетона, что являлось прогрессивным решением для того времени. Церковь была прямоугольной в плане, с цокольным этажом и надстроенной над притвором колокольней. В начале 1916 года храм был освящен, в нем начались службы.


Недолго длились танцы

Но вскоре к власти в Самаре пришли большевики, церковь с ее имуществом были изъяты у верующих, однако общине было разрешено проводить в храме службы. С 1930 года церковь была окончательно закрыта и передана обществу Техмасс для переоборудования под Дом Техники. В 1932 году здание церкви было передано Средневолжскому станкостроительному заводу для обустройства в нем клуба. Внешний вид храма после этого сильно изменился: купола и часть колокольни были снесены.

Но клуб здесь просуществовал недолго. Однажды во время танцев в помещении провалился пол, многие люди травмировались, поломали ноги и руки. После этого клуб закрыли и построили в одном из помещений баню. Но через полгода несколько человек, парившихся в этой бане, чуть не угорели, еле выбрались живыми. Все дальнейшие попытки приспособить здание бывшей церкви под мирские нужды также не увенчались успехом.

В 80-х годах здание реконструировали, к бывшему храму пристроили дополнительно четыре объема. Но тогда работы так и остались не завершенными. В 1992 году был разработан очередной проект переоборудования храма в органный концертный зал. В церкви сделали мраморный пол, несколько цокольных этажей, а вот до главного зала руки так и не дошли... Дело в том, что однажды под купол церкви забрались хулиганы и устроили там пожар. Пламя удалось быстро потушить, но после пришлось перекрыть сферический купол храма подвесным потолком, что нарушало акустику здания.


В ожидании реставрации

Затем бывшую церковь выставили на торги, однако так как до этого в ее реконструкцию были вложены значительные деньги, продавать здание дешево было бессмысленно, а покупателей за назначенную цену не находилось. Религиозные организации попросту не могли позволить себе такие траты. Через какое-то время появился состоятельный покупатель, который заявил, что хочет купить помещения под элитные офисы, но до этого дело так и не дошло, покупатель пропал.

Департамент культуры Самарской области выдвигал предложение, что «церковь с часами» можно было бы включить в состав комплекса «Город мастеров». Здесь бы проводили экскурсии, работали мастера ковки металла, деревообработки, работы по глине и т.д. В большом зале можно было бы установить орган для проведения камерных концертов, устраивать конкурсы бардовской песни, показы мод и многое другое. Но и эта затея дальше проекта так и не продвинулась. Складывалось ощущение, что Белокриницкая старообрядческая церковь всеми силами пытается оградиться от вторжения посторонних на свою территорию.

В результате церковь многие годы пустовала, пока в 2006 году храм не был возвращен старообрядцам. В настоящее время здание принадлежит «Православной старообрядческой общине храма во имя Казанской Пресвятой Богородицы в Самаре». По своему прямому назначению используется только восточный пристрой, остальные же части храма дожидаются реставрации.


Храм Казанской Пресвятой Богородицы. Самара. Современный вид

Жизнь, посвященная Самаре

Иван Санин родился в 1831 году. К сожалению, о ранних годах его жизни известно немногое. Первый заметный след в истории Самары Иван Львович оставил 25 февраля 1953 года, когда вместе со своим братом Григорием открыл первый в городе бакалейный магазин европейского типа. В магазине продавались «орехи грецкие и из арабских стран, кофе и табак турецкие, марципаны италийские, а равно всевозможные восточные сладости». Иногда в продаже появлялись недешевые лимоны, апельсины и сушеные абрикосы.


Иван Санин

В отличие от торговых лавок Троицкого рынка, где царили антисанитария и обвешивание покупателей, магазин Саниных имел безукоризненную репутацию. Именно здесь самарцы впервые увидели на товарах ценники и перестали торговаться. Иван Львович лично следил, чтобы приказчики не обсчитывали и не обвешивали покупателей. Работников, нарушивших правила, увольняли. Сперва магазин располагался в двухэтажном доме на улице Вознесенской (Степана Разина), позже переехал на Дворянскую (Куйбышева), а затем на Панскую (Ленинградскую).

Иван Санин открывал в Самаре и новые магазины, расширяя ассортимент товаров. Теперь самарские барышни могли приобрести дорогую парфюмерию, не отправляюсь за ней в Москву. Кроме того Санин организовал доставку товаров и в уездные города Самарской губернии.

Занимался купец и благотворительностью. Вместе со своей супругой Марией он открыл бесплатную столовую для бедных, помогал богадельням, приютам и обществу Красного Креста. Купец также участвовал в благоустройстве Струковского сада. Санин стал инициатором создания и председателем правления Общества взаимного кредитования — первого коммерческого кредитного учреждения в Самаре, был совладельцем «Товарищества механического завода бывшего «Бенке и Компания», которое построило первый в Самаре пароход.

С конца 60-х годов XIX века Санин на протяжении почти сорока лет неизменно избирался гласным Самарской городской Думы. 8 сентября 1910 года Иван Санин скончался. Городские газеты писали о нем: "В смерти Ивана Львовича самарцы понесли тяжкую утрату. Кто не знал Ивана Львовича? Вся Самара его знала. Всю свою жизнь он посвятил служению родному городу".

Источник: samarskieizvestia.ru
Текст: Валерий Григанов

http://ruvera.ru/articles/cerkov_ne_lyubit_postoronnih
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments