" И целой жизни не хватит,чтобы познать этот Вечный город с его дворцами, церквями, площадями и фонтанами, вода в которые до сих пор доставляется древними акведуками"
В Рим добирались четыре часа автобусом из Сан-Марино, наш гид, Ирина, родилась в Италии,вышла замуж и живет в Риме.
По дороге она много хвалила свою родину, интересно и подробно рассказывала о жизни, быте, нравах, законах Италии и в конце рассказа поведала, что считает себя итальянкой по внутреннему ощущению и восприятию мира.
Потом поставила диск с фильмом " Ангелы и демоны" по книге Дэна Брауна, но я уже дважды видела этот фильм на экране и поэтому всю дорогу смотрела в окно.
Домики, дороги, зеленые насаждения,транспорт, мосты, поля, люди меня интересовали гораздо больше.
По пути у нас была техническая остановка минут 45, пообедали в траттории, проблем с языком ни у кого не возникло, ибо и тут (после Сан-Марино) были наши люди, которые все перевели и посоветовали по меню, я взяла овощи печенные на гриле, лазанью, кофе. Муж захотел печеный картофель с курицей, чай. Порции небольшие, мне все понравилось, может, я проголодалась очень, а вот муж раскритиковал свою еду, картошка как мыло, а курица пересушена.
Ну да ладно, мелочи жизни, впереди РИМ!
Показались невысокие,3-4этажные дома,утопающие в зелени балконы и открытые лоджии.
Ирина говорит: " Друзья,мы въехали в Рим, это окраина города"
Уже потом я поймала себя на мысли,что нигде в Риме не увидела ни одной высотки, типа наших в спальных районах, да и в центре тоже, максимум 5 этажей!
И рекламных щитов, баннеров, растяжек в моей памяти практически не осталось, так их мало, что даже глаз не резали. А вот чего в изобилии,так это цветов на улицах. Оранжереи на террасах, кадки, горшки с растениями ярких цветов.
Приехали. Вышли из автобуса на Piazza Tribunali, экскурсия началась от внушительных размеров красивого здания с квадригой на крыше в стиле барокко - Римский Дворец Юстиции, в простонародье "Palazzaccio".
Начало строительства- 1887 год,окончание - 1910 год, архитектор Гильермо Кальдерини.
Ирина передала нас на время другому гиду, Елене,которая подхватила эстафету восторга Италией, все в мире самое престижное, великолепное, качественное, модное и наикрасивейшее создано здесь- искусство, картины, музыка, вековые дворцы, города, итальянская мебель, хрусталь, посуда, одежда,обувь, стройматериалы,сантехника .......
На волне счастья ,что приехали а такую страну, наша группа с Еленой "приплыла" на " Piazza Navona"- площадь в стиле барокко, которую по контуру обрамляют старинные здания с лепниной и фресками на фасадах.
Площадь Навона (итал. Piazza Navona) – одна из самых праздничных площадей Рима, здесь всегда много туристов.
В эпоху античности это место было стадионом Домициана для морских сражений, ведь Италия со всех сторон омывается морями: Адриатическим, Тирренским, Ионическим, Лигурийским.
Из интернета.
Многие туристы, пришедшие на площадь, довольно часто задаются вопросом, почему площадь получила название Навона? Кто такой этот Навон, и чем он прославился? Забегая немного вперед, можно сказать, что никакого Навона не существовало, а значит, и ничего в честь него в Риме не называли.
Историки, которые не всегда могут дать четкий ответ на поставленный вопрос, здесь сходятся в едином мнении. Название площади Навона произошло от слова «агоны» в результате его изменения. «Агоны» дословно переводится с греческого языка, как состязания. Состязания атлетов здесь действительно происходили до 4-го века нашей эры. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что в Средние века эту площадь называли цирк Александра.
История возникновения Пьяцца Навона неразрывно связана с такой достопримечательностью Рима, как форум Цезаря.
Именно Гай Юлий Цезарь построил на этом месте еще в 46 году до нашей эры временный стадион в форме вытянутого прямоугольника, где могли бы показывать свое мастерство и превосходство над соперниками различные атлеты. Строительство временного стадиона – это своеобразное освящение начала возведения форума Цезаря. Шли годы, стадион из временного, превратился в «постоянно действующий»: с роскошными входами, украшенный статуями и дорогими произведениями искусств. Такая реконструкция была произведена по приказу императора Тита Флавия Домициана в 85 году нашей эры. Стадион уже вмещал более 15 000 зрителей, а его размеры составляли 275х106 метров.
Первый этаж стадиона занимали различные лавки и мастерские, а для посетителей, жаждущих женской ласки, были построены бордели.
В Средние века территория стадиона, на которой сейчас находится площадь Навона, была предназначена совсем для других целей.
Места, где ранее были трибуны для плебса, стали застраиваться домами, а стадион чудом сохранил свою форму и превратился в площадь, которая в настоящий момент во всех туристических проспектах значится, как площадь Навона.
С XV века по 1869 г. место нахождения городского рынка.
На площади Навона(Piazza Navona) возвышается церковь Санта Аньезе ин Агоне ( Santa Agnese in Agone)
S. Agnese in Agone — титулярная церковь в честь раннехристианской мученицы св. Агнессы Римской.
Из интернета.
На месте, где находился бордель, была отстроена первая церковь в честь святой мученицы Агнессы и освящена еще в 1123 году.
По преданию, за веру в Бога, в тот самый бордель и сослали совсем юную Агнессу. Там ей явился ангел, который не позволил надругаться над девушкой. Как только с нее сорвали одежду, волосы Агнессы на глазах изумленной толпы отросли и закрыли ее интимные части тела. Существует предание, что любой мужчина, который хотел близости с Агнессой, при приближении к ней, моментально лишался своей силы и в ужасе убегал из борделя.
Правда, мученица не прожила долго: Бог забрал ее к себе в возрасте 12-ти лет.
По легенде, ее заколол кинжалом воин, после того, как ее не смогли спалить на костре.
В 1652 году церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне было решено перестроить, которая в 1652-1672 годах была встроена в комплекс дворца Памфили, строительство барочной церкви начал Джироламо Райнальди на месте средневековой постройки, фасад церкви выполнил Борромини (1652—1655 гг.), кардинально переделавший первоначальный план, изменив замещение фасада и создав центральную часть с массивным куполом. От средневековой постройки осталось лишь место мученичества Святой Агнессы.Освящение церкви состоялось 17 января 1672 г.
В 1949 г. церковь была основательно отреставрирована и 1998 г. стала титулярной диаконией, кардиналом-дьяконом с титулярной диаконией и кардиналом-дьяконом с титулом церкви Сант-Аньезе-ин-Агоне с 22 февраля 2014 года является немецкий кардинал Герхард Людвиг Мюллер.
Палаццо Памфили (итал. Palazzo Pamphilj) — дворец, построенный в стиле барокко с 1644 по 1650 год.
Из интернета.
В 1470 году Антонио Памфили купил три дома на южной стороне Пьяцца Навона.
В 1644 году его потомок Джованни Баттиста Памфили становится папой Иннокентием Х (1644-1655).
Он назначил Джироламо Райнальди, а позже и Франческо Борромини, архитекторами нового дворца Памфили. Джироламо Райнальди создал фасад дворца.
Галерея, украшенная фресками Пьетро да Кортоны, большой зал и овальные лестницы принадлежат авторству Франческо Борромини.
Иннокентий X подарил дворец своей свояченице Олимпии Майдальчини, имевшей в то время большое влияние в политике. Стоит отметить, что донна Олимпия тоже захотела проявить себя в архитектуре: она решила полностью перестроить площадь и сделать ее похожей на один из древнеримских форумов.
По ее приказу к площади был проведен акведук, выполненный в античном стиле и названный акведуком Девы.
23 зала палаццо Памфили украшены многочисленными фресками известных художников — Джачинто Джеминьяни, Гаспара Дюге, Пьера Франческо Молы и других. Здание имеет три внутренних двора.
С 1920 года в Палаццо Памфили располагается посольство Бразилии в Риме.
Само здание перешло в собственность государства Бразилии в 1964 году.
В центре площади — Фонтан Четырёх рек (итал. Fontana dei Quattro Fiumi) — один из самых знаменитых фонтанов Рима. Сооружён в 1648—1651 гг. по проекту Бернини.
Из Википедии.
В 1644 г. папа из рода Памфили решил возвести рядом с семейным дворцом Памфили египетский обелиск, как считалось в то время, привезённый в Рим императором Каракаллой. (На самом деле обелиск псевдоегипетский, создан при Домициане). Был объявлен конкурс на лучший проект, однако великий Бернини не был допущен к участию из-за происков недругов. Несмотря на это, Бернини подготовил проект фонтана, предусматривавший размещение вокруг обелиска статуй речных богов главных рек четырёх частей мира (Нила, Ганга, Дуная и Ла-Платы). Его покровитель Людовизи, будучи женат на племяннице папы, поставил макет фонтана в столовой, где тот обедал. Иннокентий был поражён неслыханной дотоле гармонией скульптуры и архитектуры, отменил конкурс и велел Бернини без промедления заняться сооружением фонтана.
Как и фонтаны Треви и Баркачча, фонтан Четырёх рек питается водой из древнего акведука Аква Вирго.
Обелиск высотой 16. 54 метра был изготовлен в Египте из асуанского гранита по приказу Домициана.
Вместе с пьедесталом из скульптур его высота более 30 м.
Вершина украшена бронзовой голубкой с оливковой ветвью в клюве, фигурирующей в гербе дома Памфили.
Иероглифы были нанесены уже в Риме: гимн императору Домициану и обожествлённым Веспасиану и Титу.
Помимо фонтана «Четырех рек» на площади Навона разбиты еще два фонтана: фонтан Мавра и фонтан Нептуна. Именно им площадь обязана народному названию «Площадь трех фонтанов». Оба эти фонтана куда скромнее фонтана четырех рек. Между тем, они прекрасно дополняют фонтанный ансамбль площади.
Фонтан Нептуна, который был обычной чашей, датируется 16-м веком. Он, как и фонтан Мавра, «приобрел» скульптуры в более позднем периоде: незадолго до начала ХХ века.
Фонтан Мавра, (скульптура Мавра стоит на огромной раковине и борется с дельфином), расположенный в южной части площади Навона, изначально был совсем без скульптур.
Центральной фигурой мавра фонтан украсил все тот же Бернини. Остальные фигуры появились уже в 19 веке.
Налюбовавшись и сфотографировав все, что возможно (очень много туристов,которые практически закрывают обзор), мы двинулись гуськом средь толпы людской за Еленой на Piazza del Rotonda к Пантеону - античному круглому «храму всех богов» в Риме, памятнику центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима. Построенн в 126 году н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой.
Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Представляет собой большое инженерное достижение античности.
По композиции и конструктивному решению Пантеон уникален в древнеримской архитектуре. Он отличается классической ясностью и целостностью композиции внутреннего пространства, величественностью художественного образа.
Кирпично-бетонная ротонда Пантеона перекрыта полусферическим куполом (диаметр свыше 43 м). Купол состоит из окружностей, которые легко прочитываются благодаря кессонированному потолку. Купол со стенами образует единую оболочку, содержащую внутри всё пространство, соответствующее внутреннему объёму цилиндра и половине сферы.
К основному объему храма примыкают ниши, отделенные от центрального зала коринфскими колоннами. Кольцевой аттик отделяет колоннаду от внутренней поверхности купола, на которой расположены пять рядов квадратных кессонов. Через круглое отверстие в своде диаметром 9 метров в храм проникает дневной свет.
Свет очень ощутим, он «не растекается», а остаётся в форме гигантского светового луча и становится почти осязаемым.
Изнутри Пантеон отделан охристо-коричневыми полихромными мраморами с редким введением белого мрамора. Внутренняя отделка Пантеона хорошо сохранилась — во многом благодаря тому, что на протяжении своего существования здание не закрывалось и продолжало выполнять функции храма.
13 мая 609 года языческий храм был освящён как христианская церковь Святой Марии и Мучеников (Santa Maria ad Martires), когда византийский император Фока подарил храм папе Бонифацию IV.
День 13 мая стал отмечаться как праздник всех святых. В середине VIII века папа Григорий III освятил 1 ноября в честь всех святых одну из капелл собора святого Петра и в честь этого события передвинул дату празднования дня всех святых на 1 ноября.
С того времени дата 1 ноября у католиков и протестантов празднуется как День всех святых.
В Пантеоне погребены некоторые известные люди Италии, Рафаэль,короли Виктор Эммануил II и Умберто I.
На входе можно видеть гладиаторов,которые зарабатывают тем,что фоторграфируются с туристами и которые откровенными жестами дают понять, что за бесплатно позировать не желают, но мне удалось сделать пару снимков.
Внутри Пантеона божественно красиво,великолепные статуи,фрески, картины, очень красивый мраморный пол.
Людей много,воздух прохладный, акустика необыкновенная, слово, сказанное в пол тона, слышится отчетливо в радиусе 7-8 метров, поэтому, каждые полчаса на нескольких языках мира в микрофон просят соблюдать тишину.
Фонтан Пантеона (Fontana del Pantheon) был установлен Папой Грегорием XIII, спроектировал Джакомо делла Порта, построил его и выложил мрамором Леонардо Стормани.
В 1711 году Папа Клемент XI решил перестроить фонтан и пригласил для этого Филиппо Баригнони, который изменил бассейн, сделав его каменным, установил в центре фонтана обелиск Рамзеса II, также добавил четырех дельфинов вокруг декоративного постамента.
В1886 году оригинальные мраморные фигуры были заменены на копии Луиджи Амичи. Оригиналы сегодня находятся в Музее Рима во дворце Бранчи.
На площади перед Пантеоном высится обелиск, всего их в Риме 13.
Изготовлен из красного гранита высотой 6,34м, с постаментом 14,52 м.
Был привезен из египетского города Гелиополис,его изготовили для фараона Рамзеса II в 8 веке до н.э.
Во времена Диоклетиана обелиск привезли в Рим и он долго стоял в Кампо Марцио в храме Изиды и Серапида.
В 1711 году по приказу Папы Климента XI обелиск переехал в центр чаши фонтана перед Пантеоном.
После Пантеона Елена повела нас узкими улочками, по которым туристы двигались нарушая все мыслимые правила уличного движения;-)))
К моему великому сожалению, мы не обошли пантеон по кругу , а значит не увидели со стороны Piazza di Minerva,эта площадь сразу за Пантеоном, необычный обелиск, у подножия которого скульптура слоненка,такого трогательного,забавного, так и хочется погладить его по хоботу.
Уже дома я видела его фотографию, было обидно,что находилась в 5 мин ходьбы от него и не знала об этом.
Минут через десять мы вышли на Piazza di Trevi, площадь Трех Улиц, которые здесь пересекаются.
И на этой площади фантастический, впечатляющий, поражающий мое воображение -фонтан Треви(Fontana di Trevi).
Пожалуй,это одно из красивейших для меня мест в Риме. Есть поверье,что,бросив правой рукой через левое плечо монету в фонтан, при этом загадав желание, оно обязательно сбудется, бросив две - сюда вернетесь, бросив три - найдете в Риме свою половинку.
Конечно, все дно фонтана было усеяно монетками разного достоинства, я добавила свою.
Теперь остается ждать исполнения задуманного желания.
Фонтан Треви - самый грандиозный, знаменитый фонтан Рима в стиле барокко - возвышается над небольшой одноименной площадью в самом сердце "Вечного города". Создавался почти 30лет, с 1732 по 1760годы.
Авторы - архитекторы Николо Сальви, не доживший до окончания работ и П. Баччи,завершивший строительство этого чуда в Риме. Центральное место композиции этого сказочно красивого фонтана уделено торжествующей фигуре Нептуна, стоящего на колеснице в виде раковины, запряженной парой морских коней,которых ведут двое тритонов,символизирующие морскую бурю и штиль.
Статуя за Нептуном символизирует здоровье и изобилие,а статуя фронтона изображает четыре времени года с их дарами. Вода в фонтан поставляется старейшим римским акведуком. Название фонтану, растянувшемуся вдоль стены дворца Поли(Palazzo Poli), дали три улочки,которые сходятся к нему,Тре - три,Ви-улица.
Фото ниже из соц. сети.
И еще один момент по поводу фонтана Треви.
После реставрации в 1991 году городские власти запретили туристам "сорить" деньгами, но,тем не менее, на своем же запрете яростно не настаивали.
Вскоре ритуал возродился. Даже подсчитали, что в день, желающие вернуться в Рим, оставляют в водах фонтана более 1500 евро!
Фонтан Треви (Fontana di Trevi ) построен в нише дворца Поли, вход во дворец с обратной стороны, с Piazza di Poli , слева от фонтана - церковь Санта Мария инТреви (Santa Maria in Trevi). Архитектор М. Лонги-младший выстроил ее в 1650 году в стиле барокко для кардинала Маззарини.
В 1830 годах дворец Поли, в нише которого возвели этот фонтан, принадлежал княгине З.А. Волконской, весь второй этаж был ее личными комнатами. Здесь она прожила до конца своих дней.
После смерти ее прах был помещен в церковь Сан-Винченцо-э-Анастасио, где хранится до сих пор.
На площади Рiazza dei Crociferi, что в районе фонтана Треви , впритык к жилому дому выстроена церковь Сан Мария ин Тривио в стиле ранний ренессанс, посвящена матери Иисусса- Марии.
В церкви картины итальянского художника Гаспаре Серенарио, фрески внутри церкви выполнены Антонио Герарди.
Ну а мы уже опять в пути, двигаемся по улице Корсо ( Via del Corso) к Piazza Venezia , которая расположена на одном из семи холмов Рима - Капитолии.
На площади возвышается очень красивый дворец, перед которым установлен памятник Виктору Эммануилу II, на ступенях памятника почетный караул.
Скульптура у дворца Венеции.
Внутри дворца Витториано находятся два музея: Рисорджименто и знамен военного флота.
На лифте можно подняться на самый верх дворца на смотровую площадку, с которой Рим виден как на ладони.
Монумент воздвигнут в честь объединения Италии в 1861 году из отдельных областей в республику, этим итальянцы обязаны Гаррибальди и его жене Аните.
В Риме на Яникульском холме есть площадь Гаррибальди, панорамная площадка, маяк и памятник Гаррибальди и Аните.
Итальянцы этот монумент не любят из за нагромождения различных деталей ,что позволяет монументу очень выделяться на фоне других достопримечательностей Рима.
Поэтому они называют его всякими " ласкательными" именами - "печатная машинка", "свадебный торт" и " вставная челюсть", с этим они впрямь угадали, любое из этих имен подходит монументу, когда его видишь.
На площади Венеции два дворца, один из которых ( на фото) построен в XV веке, в 1455 году, для венецианского кардинала Пьетро Барбо, будущего Папы Павла II, а после 1567 года во дворце размещалось посольство Венецианской республики,еще позже в этом дворце была бывшая резиденция Муссолини, на фасаде здания виден балкон, с которого он много декларировал.
С площади Венеции по широкой улице via dei Fori Imperiali ( улица Римских Форумов) идем к Piazza del Colosseo, по ходу фотографирую достопримечательности.
А вдоль дороги растут пинии -роскошные деревья, раньше мне нигде видеть их не приходилось.
Как известно, церквей в Риме больше, чем в любом городе мира - их количество здесь превышает девять сотен!
Церкви Санта Мария ди Лорето (слева), на вершине её купола установлен фонарь, и Санта Номе ди Мария.
Справа колонна Траяна.
По своему внешнему облику церкви, расположенные на эспланаде Форума Траяна, мало чем отличаются друг от друга.
Однако церковь Санта Мария ди Лорето была воздвигнута в 1501 г., а церковь Пресвятой Девы Марии - между 1736 и 1738 гг. по проекту Антонио Деризе. Здание церкви Санта Мария ди Лорето является результатом совместной работы двух талантливых архитекторов Браманте и Антонио да Сангалло Младшего.
Внешне похожая на церковь Санта Мария ди Лорето, церковь Пресвятой Девы Марии отличается от нее своим интерьером, который представляет в плане эллипс, окруженный семью прекрасными капеллами.
Колонна на форуме Траяна в Риме создана архитектором Аполлодором Дамасским в 113 году н. э. в честь побед Траяна над даками.
Выполнена из 20 блоков карарского мрамора, имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 4 м.
Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капители.
Весит монумент около 40 тонн. Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии.
Отдельные фигуры переданы весьма реалистично, так что рельеф колонны служит ценным источником для изучения оружия, доспехов, костюмов как римлян, так и даков того времени. Детали пейзажа, крепостные стены даны вне масштаба. Близкие и дальние человеческие фигуры имеют одинаковую чёткость и размеры, и расположены одна над другой. Изначально колонна была увенчана орлом, позже статуей Траяна.
В 1588 году вместо неё Сикст V установил статую апостола Петра, которая и находится на колонне по сей день.
В основании колонны расположена дверь, ведущая в залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги Помпеи Плотины.
На фото ниже, вдали, церковь Санти Лука э Мартина (Santi Luca e Martina) .
Храм Диоскуров или Храм Кастора и Поллукса (в центре), посвящен сыновьям близнецам Юпитера.Построен в 484 году до н.э. Они отмечают местонахождение храма Кастора и Поллукса.
Сохранились лишь три колонны коринфского ордена высотой 15метров, так называемые " Три сестры ".
На дальнем плане правее церкви Санти Лука э Мартина - Арка Септимия Севера.
"Строитель" Арки Септимия Севера был римским императором, причём довольно успешным. Арку он построил в честь себя и своих двоих сыновей.
Беда заключалась в том, что его сыновья не пылали большой любовью друг к другу, как только их отец умер, один из них, а именно Каракалла, прикончил другого, убрал имя брата с арки и начал править Римом и Римской империей.
Римские Форумы - древнейший республиканский форум Романум (VI век до н. э. ), к которому сходились все дороги. Здесь происходили все главные городские события: собрания, советы, здесь оглашали важные решения, обучали детей, торговали, служил ареной политической деятельности, народных собраний, военных триумфов.
С его трибун раздавались речи крупнейших римских ораторов, военноначальников.
В архитектурный ансамбль входили храмы, базилики, лавки торговцев, рынки. Площади украшались статуями знаменитых граждан, политических деятелей и были окружены колоннами, портиками.
Слева Храм Кастора и Поллукса, справа остатки форума Цезаря.
Вдали церковь Санти Лука э Мартина.
Идем дальше и вдали видим церковь San Lorenzo in Miranda ( виден крест этой церкви), имеет еще другое название - Храм Антонины и Фаустины.
С возникновением христианства первые христиане стали возводить на месте Форума свои церкви, в числе которых церковь Сан-Лоренцо ин Миранда на месте храма Антонина и Фаустины.
Храм Антонина и Фаустины был воздвигнут Сенатом в 141 году н.э. в честь Фаустины, жены Антонина, обожествленной после смерти. В дальнейшем был посвящен самому императору. Храм находился на большой платформе, сделанной из камня.
На его фронтоне можно видеть до сих пор надпись – «Божественному Антонию и Божественной Фаустине согласно декрету Римского Сената».
В начале седьмого века храм переделали в христианскую церковь, которую назвали Сан Лоренцо ин Миранда. Считается, что именно тут был до смерти замучен Святой Лоренцо, отсюда и название церкви. Слово Миранда, в свою очередь, пошло от понятия благодетельница. Лоренцо был подвергнут жестоким пыткам и, отказавшись поклониться языческим богам, заживо был зажарен на железной решётке.
По преданию, во время казни Лоренцо сказал своим мучителям: «Вот, вы испекли одну сторону, поверните на другую и ешьте моё тело!» Святой почитается как в католической, так и в православной церкви (память 10 августа).
В искусстве святой Лоренцо часто изображается с решёткой — орудием своей казни.
В 1429 году Папа Мартин Пятый подарил данную церковь Collegio degli Speziali, которые в те времена занимались приготовлением лекарств в Риме.
В небольшом музее данной церкви можно даже наблюдать рецепт, который был выписан знаменитому Рафаэлю.
Фасад церкви на момент нашего путешествия был в лесах. Поэтому я взяла фото ниже из интернета.
Впереди Колизей, старейший монумент, дошедший до нас со времен Римской Империи, строительство которого началось в 72 году нашей эры и завершилось в 80 е годы .
Колизей - визитная карточка Рима!
Строительство начал император Веспасиан из рода Флавиев в 72 году нашей эры,а завершил его сын Тий в 80 году.
По легенде, день открытия ознаменовался кровавыми играми,во время которых было убито порядка 5000 тысяч животных. Самое знаменитое назначение Колизея - проведение боев между гладиаторами. Площадь Колизея 19000 кв.м.
Был разделен на 4 секции, каждая могла вместить 70 000 зрителей.
Высота 50 метров, 3 яруса по 80 арок, 4 главных входа. Изначально назывался амфитеатр Флавиев, сооружение задумывалось как памятник в честь военного триумфа на Ближнем Востоке, в летописях есть запись,что его строили 100 тысяч пленных из Иерусалима.
Празднование длилось 100 дней!
Из интернета.
Триумфальная арка Константина (лат. Arcus Constantini, итал. Arco di Costantino) — трёхпролётная арка, расположенная на древней Священной дороге (Via Sacra) к юго-востоку от Римского форума, между Колизеем и Палатином.
Построена в 315 году и посвящена победе Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста 28 октября 312 года. Является позднейшей из сохранившихся римских триумфальных арок, использует элементы декора, снятые с более древних монументов. Кроме того, это единственная в Риме арка, построенная в честь победы не над внешним врагом, а в гражданской войне.
Арка имеет высоту 21 м, ширину 25,7 м и глубину 7,4 м. Центральный пролёт 11,5 м высотой и 6,5 шириной, боковые: по 7,4 м и 3,4 м. Основная часть монумента выполнена из мраморных блоков, аттик кирпичный, облицованный мрамором. Фото из интернета, у меня не получился достойный кадр(
На этом наша экскурсия закончилась, уставшие, голодные, но довольные и опешавшие от увиденного, сраженные этим великим городов, мы отправились в гостиницу "Сиракуза", она расположена на via Marsala, напротив Stazione Centrale Roma Termini.
Продолжение следует!
Информация частично отсюда: http://www.putidorogi-nn.ru/evropa/251-ploshchad-navona
В Рим добирались четыре часа автобусом из Сан-Марино, наш гид, Ирина, родилась в Италии,вышла замуж и живет в Риме.
По дороге она много хвалила свою родину, интересно и подробно рассказывала о жизни, быте, нравах, законах Италии и в конце рассказа поведала, что считает себя итальянкой по внутреннему ощущению и восприятию мира.
Потом поставила диск с фильмом " Ангелы и демоны" по книге Дэна Брауна, но я уже дважды видела этот фильм на экране и поэтому всю дорогу смотрела в окно.
Домики, дороги, зеленые насаждения,транспорт, мосты, поля, люди меня интересовали гораздо больше.
По пути у нас была техническая остановка минут 45, пообедали в траттории, проблем с языком ни у кого не возникло, ибо и тут (после Сан-Марино) были наши люди, которые все перевели и посоветовали по меню, я взяла овощи печенные на гриле, лазанью, кофе. Муж захотел печеный картофель с курицей, чай. Порции небольшие, мне все понравилось, может, я проголодалась очень, а вот муж раскритиковал свою еду, картошка как мыло, а курица пересушена.
Ну да ладно, мелочи жизни, впереди РИМ!
Показались невысокие,3-4этажные дома,утопающие в зелени балконы и открытые лоджии.
Ирина говорит: " Друзья,мы въехали в Рим, это окраина города"
Уже потом я поймала себя на мысли,что нигде в Риме не увидела ни одной высотки, типа наших в спальных районах, да и в центре тоже, максимум 5 этажей!
И рекламных щитов, баннеров, растяжек в моей памяти практически не осталось, так их мало, что даже глаз не резали. А вот чего в изобилии,так это цветов на улицах. Оранжереи на террасах, кадки, горшки с растениями ярких цветов.
Приехали. Вышли из автобуса на Piazza Tribunali, экскурсия началась от внушительных размеров красивого здания с квадригой на крыше в стиле барокко - Римский Дворец Юстиции, в простонародье "Palazzaccio".
Начало строительства- 1887 год,окончание - 1910 год, архитектор Гильермо Кальдерини.
Ирина передала нас на время другому гиду, Елене,которая подхватила эстафету восторга Италией, все в мире самое престижное, великолепное, качественное, модное и наикрасивейшее создано здесь- искусство, картины, музыка, вековые дворцы, города, итальянская мебель, хрусталь, посуда, одежда,обувь, стройматериалы,сантехника .......
На волне счастья ,что приехали а такую страну, наша группа с Еленой "приплыла" на " Piazza Navona"- площадь в стиле барокко, которую по контуру обрамляют старинные здания с лепниной и фресками на фасадах.
Площадь Навона (итал. Piazza Navona) – одна из самых праздничных площадей Рима, здесь всегда много туристов.
В эпоху античности это место было стадионом Домициана для морских сражений, ведь Италия со всех сторон омывается морями: Адриатическим, Тирренским, Ионическим, Лигурийским.
Из интернета.
Многие туристы, пришедшие на площадь, довольно часто задаются вопросом, почему площадь получила название Навона? Кто такой этот Навон, и чем он прославился? Забегая немного вперед, можно сказать, что никакого Навона не существовало, а значит, и ничего в честь него в Риме не называли.
Историки, которые не всегда могут дать четкий ответ на поставленный вопрос, здесь сходятся в едином мнении. Название площади Навона произошло от слова «агоны» в результате его изменения. «Агоны» дословно переводится с греческого языка, как состязания. Состязания атлетов здесь действительно происходили до 4-го века нашей эры. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что в Средние века эту площадь называли цирк Александра.
История возникновения Пьяцца Навона неразрывно связана с такой достопримечательностью Рима, как форум Цезаря.
Именно Гай Юлий Цезарь построил на этом месте еще в 46 году до нашей эры временный стадион в форме вытянутого прямоугольника, где могли бы показывать свое мастерство и превосходство над соперниками различные атлеты. Строительство временного стадиона – это своеобразное освящение начала возведения форума Цезаря. Шли годы, стадион из временного, превратился в «постоянно действующий»: с роскошными входами, украшенный статуями и дорогими произведениями искусств. Такая реконструкция была произведена по приказу императора Тита Флавия Домициана в 85 году нашей эры. Стадион уже вмещал более 15 000 зрителей, а его размеры составляли 275х106 метров.
Первый этаж стадиона занимали различные лавки и мастерские, а для посетителей, жаждущих женской ласки, были построены бордели.
В Средние века территория стадиона, на которой сейчас находится площадь Навона, была предназначена совсем для других целей.
Места, где ранее были трибуны для плебса, стали застраиваться домами, а стадион чудом сохранил свою форму и превратился в площадь, которая в настоящий момент во всех туристических проспектах значится, как площадь Навона.
С XV века по 1869 г. место нахождения городского рынка.
На площади Навона(Piazza Navona) возвышается церковь Санта Аньезе ин Агоне ( Santa Agnese in Agone)
S. Agnese in Agone — титулярная церковь в честь раннехристианской мученицы св. Агнессы Римской.
Из интернета.
На месте, где находился бордель, была отстроена первая церковь в честь святой мученицы Агнессы и освящена еще в 1123 году.
По преданию, за веру в Бога, в тот самый бордель и сослали совсем юную Агнессу. Там ей явился ангел, который не позволил надругаться над девушкой. Как только с нее сорвали одежду, волосы Агнессы на глазах изумленной толпы отросли и закрыли ее интимные части тела. Существует предание, что любой мужчина, который хотел близости с Агнессой, при приближении к ней, моментально лишался своей силы и в ужасе убегал из борделя.
Правда, мученица не прожила долго: Бог забрал ее к себе в возрасте 12-ти лет.
По легенде, ее заколол кинжалом воин, после того, как ее не смогли спалить на костре.
В 1652 году церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне было решено перестроить, которая в 1652-1672 годах была встроена в комплекс дворца Памфили, строительство барочной церкви начал Джироламо Райнальди на месте средневековой постройки, фасад церкви выполнил Борромини (1652—1655 гг.), кардинально переделавший первоначальный план, изменив замещение фасада и создав центральную часть с массивным куполом. От средневековой постройки осталось лишь место мученичества Святой Агнессы.Освящение церкви состоялось 17 января 1672 г.
В 1949 г. церковь была основательно отреставрирована и 1998 г. стала титулярной диаконией, кардиналом-дьяконом с титулярной диаконией и кардиналом-дьяконом с титулом церкви Сант-Аньезе-ин-Агоне с 22 февраля 2014 года является немецкий кардинал Герхард Людвиг Мюллер.
Палаццо Памфили (итал. Palazzo Pamphilj) — дворец, построенный в стиле барокко с 1644 по 1650 год.
Из интернета.
В 1470 году Антонио Памфили купил три дома на южной стороне Пьяцца Навона.
В 1644 году его потомок Джованни Баттиста Памфили становится папой Иннокентием Х (1644-1655).
Он назначил Джироламо Райнальди, а позже и Франческо Борромини, архитекторами нового дворца Памфили. Джироламо Райнальди создал фасад дворца.
Галерея, украшенная фресками Пьетро да Кортоны, большой зал и овальные лестницы принадлежат авторству Франческо Борромини.
Иннокентий X подарил дворец своей свояченице Олимпии Майдальчини, имевшей в то время большое влияние в политике. Стоит отметить, что донна Олимпия тоже захотела проявить себя в архитектуре: она решила полностью перестроить площадь и сделать ее похожей на один из древнеримских форумов.
По ее приказу к площади был проведен акведук, выполненный в античном стиле и названный акведуком Девы.
23 зала палаццо Памфили украшены многочисленными фресками известных художников — Джачинто Джеминьяни, Гаспара Дюге, Пьера Франческо Молы и других. Здание имеет три внутренних двора.
С 1920 года в Палаццо Памфили располагается посольство Бразилии в Риме.
Само здание перешло в собственность государства Бразилии в 1964 году.
В центре площади — Фонтан Четырёх рек (итал. Fontana dei Quattro Fiumi) — один из самых знаменитых фонтанов Рима. Сооружён в 1648—1651 гг. по проекту Бернини.
Из Википедии.
В 1644 г. папа из рода Памфили решил возвести рядом с семейным дворцом Памфили египетский обелиск, как считалось в то время, привезённый в Рим императором Каракаллой. (На самом деле обелиск псевдоегипетский, создан при Домициане). Был объявлен конкурс на лучший проект, однако великий Бернини не был допущен к участию из-за происков недругов. Несмотря на это, Бернини подготовил проект фонтана, предусматривавший размещение вокруг обелиска статуй речных богов главных рек четырёх частей мира (Нила, Ганга, Дуная и Ла-Платы). Его покровитель Людовизи, будучи женат на племяннице папы, поставил макет фонтана в столовой, где тот обедал. Иннокентий был поражён неслыханной дотоле гармонией скульптуры и архитектуры, отменил конкурс и велел Бернини без промедления заняться сооружением фонтана.
Как и фонтаны Треви и Баркачча, фонтан Четырёх рек питается водой из древнего акведука Аква Вирго.
Обелиск высотой 16. 54 метра был изготовлен в Египте из асуанского гранита по приказу Домициана.
Вместе с пьедесталом из скульптур его высота более 30 м.
Вершина украшена бронзовой голубкой с оливковой ветвью в клюве, фигурирующей в гербе дома Памфили.
Иероглифы были нанесены уже в Риме: гимн императору Домициану и обожествлённым Веспасиану и Титу.
Помимо фонтана «Четырех рек» на площади Навона разбиты еще два фонтана: фонтан Мавра и фонтан Нептуна. Именно им площадь обязана народному названию «Площадь трех фонтанов». Оба эти фонтана куда скромнее фонтана четырех рек. Между тем, они прекрасно дополняют фонтанный ансамбль площади.
Фонтан Нептуна, который был обычной чашей, датируется 16-м веком. Он, как и фонтан Мавра, «приобрел» скульптуры в более позднем периоде: незадолго до начала ХХ века.
Фонтан Мавра, (скульптура Мавра стоит на огромной раковине и борется с дельфином), расположенный в южной части площади Навона, изначально был совсем без скульптур.
Центральной фигурой мавра фонтан украсил все тот же Бернини. Остальные фигуры появились уже в 19 веке.
Налюбовавшись и сфотографировав все, что возможно (очень много туристов,которые практически закрывают обзор), мы двинулись гуськом средь толпы людской за Еленой на Piazza del Rotonda к Пантеону - античному круглому «храму всех богов» в Риме, памятнику центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима. Построенн в 126 году н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой.
Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Представляет собой большое инженерное достижение античности.
По композиции и конструктивному решению Пантеон уникален в древнеримской архитектуре. Он отличается классической ясностью и целостностью композиции внутреннего пространства, величественностью художественного образа.
Кирпично-бетонная ротонда Пантеона перекрыта полусферическим куполом (диаметр свыше 43 м). Купол состоит из окружностей, которые легко прочитываются благодаря кессонированному потолку. Купол со стенами образует единую оболочку, содержащую внутри всё пространство, соответствующее внутреннему объёму цилиндра и половине сферы.
К основному объему храма примыкают ниши, отделенные от центрального зала коринфскими колоннами. Кольцевой аттик отделяет колоннаду от внутренней поверхности купола, на которой расположены пять рядов квадратных кессонов. Через круглое отверстие в своде диаметром 9 метров в храм проникает дневной свет.
Свет очень ощутим, он «не растекается», а остаётся в форме гигантского светового луча и становится почти осязаемым.
Изнутри Пантеон отделан охристо-коричневыми полихромными мраморами с редким введением белого мрамора. Внутренняя отделка Пантеона хорошо сохранилась — во многом благодаря тому, что на протяжении своего существования здание не закрывалось и продолжало выполнять функции храма.
13 мая 609 года языческий храм был освящён как христианская церковь Святой Марии и Мучеников (Santa Maria ad Martires), когда византийский император Фока подарил храм папе Бонифацию IV.
День 13 мая стал отмечаться как праздник всех святых. В середине VIII века папа Григорий III освятил 1 ноября в честь всех святых одну из капелл собора святого Петра и в честь этого события передвинул дату празднования дня всех святых на 1 ноября.
С того времени дата 1 ноября у католиков и протестантов празднуется как День всех святых.
В Пантеоне погребены некоторые известные люди Италии, Рафаэль,короли Виктор Эммануил II и Умберто I.
На входе можно видеть гладиаторов,которые зарабатывают тем,что фоторграфируются с туристами и которые откровенными жестами дают понять, что за бесплатно позировать не желают, но мне удалось сделать пару снимков.
Внутри Пантеона божественно красиво,великолепные статуи,фрески, картины, очень красивый мраморный пол.
Людей много,воздух прохладный, акустика необыкновенная, слово, сказанное в пол тона, слышится отчетливо в радиусе 7-8 метров, поэтому, каждые полчаса на нескольких языках мира в микрофон просят соблюдать тишину.
Фонтан Пантеона (Fontana del Pantheon) был установлен Папой Грегорием XIII, спроектировал Джакомо делла Порта, построил его и выложил мрамором Леонардо Стормани.
В 1711 году Папа Клемент XI решил перестроить фонтан и пригласил для этого Филиппо Баригнони, который изменил бассейн, сделав его каменным, установил в центре фонтана обелиск Рамзеса II, также добавил четырех дельфинов вокруг декоративного постамента.
В1886 году оригинальные мраморные фигуры были заменены на копии Луиджи Амичи. Оригиналы сегодня находятся в Музее Рима во дворце Бранчи.
На площади перед Пантеоном высится обелиск, всего их в Риме 13.
Изготовлен из красного гранита высотой 6,34м, с постаментом 14,52 м.
Был привезен из египетского города Гелиополис,его изготовили для фараона Рамзеса II в 8 веке до н.э.
Во времена Диоклетиана обелиск привезли в Рим и он долго стоял в Кампо Марцио в храме Изиды и Серапида.
В 1711 году по приказу Папы Климента XI обелиск переехал в центр чаши фонтана перед Пантеоном.
После Пантеона Елена повела нас узкими улочками, по которым туристы двигались нарушая все мыслимые правила уличного движения;-)))
К моему великому сожалению, мы не обошли пантеон по кругу , а значит не увидели со стороны Piazza di Minerva,эта площадь сразу за Пантеоном, необычный обелиск, у подножия которого скульптура слоненка,такого трогательного,забавного, так и хочется погладить его по хоботу.
Уже дома я видела его фотографию, было обидно,что находилась в 5 мин ходьбы от него и не знала об этом.
Минут через десять мы вышли на Piazza di Trevi, площадь Трех Улиц, которые здесь пересекаются.
И на этой площади фантастический, впечатляющий, поражающий мое воображение -фонтан Треви(Fontana di Trevi).
Пожалуй,это одно из красивейших для меня мест в Риме. Есть поверье,что,бросив правой рукой через левое плечо монету в фонтан, при этом загадав желание, оно обязательно сбудется, бросив две - сюда вернетесь, бросив три - найдете в Риме свою половинку.
Конечно, все дно фонтана было усеяно монетками разного достоинства, я добавила свою.
Теперь остается ждать исполнения задуманного желания.
Фонтан Треви - самый грандиозный, знаменитый фонтан Рима в стиле барокко - возвышается над небольшой одноименной площадью в самом сердце "Вечного города". Создавался почти 30лет, с 1732 по 1760годы.
Авторы - архитекторы Николо Сальви, не доживший до окончания работ и П. Баччи,завершивший строительство этого чуда в Риме. Центральное место композиции этого сказочно красивого фонтана уделено торжествующей фигуре Нептуна, стоящего на колеснице в виде раковины, запряженной парой морских коней,которых ведут двое тритонов,символизирующие морскую бурю и штиль.
Статуя за Нептуном символизирует здоровье и изобилие,а статуя фронтона изображает четыре времени года с их дарами. Вода в фонтан поставляется старейшим римским акведуком. Название фонтану, растянувшемуся вдоль стены дворца Поли(Palazzo Poli), дали три улочки,которые сходятся к нему,Тре - три,Ви-улица.
Фото ниже из соц. сети.
И еще один момент по поводу фонтана Треви.
После реставрации в 1991 году городские власти запретили туристам "сорить" деньгами, но,тем не менее, на своем же запрете яростно не настаивали.
Вскоре ритуал возродился. Даже подсчитали, что в день, желающие вернуться в Рим, оставляют в водах фонтана более 1500 евро!
Фонтан Треви (Fontana di Trevi ) построен в нише дворца Поли, вход во дворец с обратной стороны, с Piazza di Poli , слева от фонтана - церковь Санта Мария инТреви (Santa Maria in Trevi). Архитектор М. Лонги-младший выстроил ее в 1650 году в стиле барокко для кардинала Маззарини.
В 1830 годах дворец Поли, в нише которого возвели этот фонтан, принадлежал княгине З.А. Волконской, весь второй этаж был ее личными комнатами. Здесь она прожила до конца своих дней.
После смерти ее прах был помещен в церковь Сан-Винченцо-э-Анастасио, где хранится до сих пор.
На площади Рiazza dei Crociferi, что в районе фонтана Треви , впритык к жилому дому выстроена церковь Сан Мария ин Тривио в стиле ранний ренессанс, посвящена матери Иисусса- Марии.
В церкви картины итальянского художника Гаспаре Серенарио, фрески внутри церкви выполнены Антонио Герарди.
Ну а мы уже опять в пути, двигаемся по улице Корсо ( Via del Corso) к Piazza Venezia , которая расположена на одном из семи холмов Рима - Капитолии.
На площади возвышается очень красивый дворец, перед которым установлен памятник Виктору Эммануилу II, на ступенях памятника почетный караул.
Скульптура у дворца Венеции.
Внутри дворца Витториано находятся два музея: Рисорджименто и знамен военного флота.
На лифте можно подняться на самый верх дворца на смотровую площадку, с которой Рим виден как на ладони.
Монумент воздвигнут в честь объединения Италии в 1861 году из отдельных областей в республику, этим итальянцы обязаны Гаррибальди и его жене Аните.
В Риме на Яникульском холме есть площадь Гаррибальди, панорамная площадка, маяк и памятник Гаррибальди и Аните.
Итальянцы этот монумент не любят из за нагромождения различных деталей ,что позволяет монументу очень выделяться на фоне других достопримечательностей Рима.
Поэтому они называют его всякими " ласкательными" именами - "печатная машинка", "свадебный торт" и " вставная челюсть", с этим они впрямь угадали, любое из этих имен подходит монументу, когда его видишь.
На площади Венеции два дворца, один из которых ( на фото) построен в XV веке, в 1455 году, для венецианского кардинала Пьетро Барбо, будущего Папы Павла II, а после 1567 года во дворце размещалось посольство Венецианской республики,еще позже в этом дворце была бывшая резиденция Муссолини, на фасаде здания виден балкон, с которого он много декларировал.
С площади Венеции по широкой улице via dei Fori Imperiali ( улица Римских Форумов) идем к Piazza del Colosseo, по ходу фотографирую достопримечательности.
А вдоль дороги растут пинии -роскошные деревья, раньше мне нигде видеть их не приходилось.
Как известно, церквей в Риме больше, чем в любом городе мира - их количество здесь превышает девять сотен!
Церкви Санта Мария ди Лорето (слева), на вершине её купола установлен фонарь, и Санта Номе ди Мария.
Справа колонна Траяна.
По своему внешнему облику церкви, расположенные на эспланаде Форума Траяна, мало чем отличаются друг от друга.
Однако церковь Санта Мария ди Лорето была воздвигнута в 1501 г., а церковь Пресвятой Девы Марии - между 1736 и 1738 гг. по проекту Антонио Деризе. Здание церкви Санта Мария ди Лорето является результатом совместной работы двух талантливых архитекторов Браманте и Антонио да Сангалло Младшего.
Внешне похожая на церковь Санта Мария ди Лорето, церковь Пресвятой Девы Марии отличается от нее своим интерьером, который представляет в плане эллипс, окруженный семью прекрасными капеллами.
Колонна на форуме Траяна в Риме создана архитектором Аполлодором Дамасским в 113 году н. э. в честь побед Траяна над даками.
Выполнена из 20 блоков карарского мрамора, имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 4 м.
Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капители.
Весит монумент около 40 тонн. Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии.
Отдельные фигуры переданы весьма реалистично, так что рельеф колонны служит ценным источником для изучения оружия, доспехов, костюмов как римлян, так и даков того времени. Детали пейзажа, крепостные стены даны вне масштаба. Близкие и дальние человеческие фигуры имеют одинаковую чёткость и размеры, и расположены одна над другой. Изначально колонна была увенчана орлом, позже статуей Траяна.
В 1588 году вместо неё Сикст V установил статую апостола Петра, которая и находится на колонне по сей день.
В основании колонны расположена дверь, ведущая в залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги Помпеи Плотины.
На фото ниже, вдали, церковь Санти Лука э Мартина (Santi Luca e Martina) .
Церковь Санти Лука э Мартин (Chiesa di SS.Luca e Martin) с барочным куполом, построенная в раннем Средневековье и перестроенная в XVII в. Состоит из двух наложенных одна на другую церквей. Нижнее здание было построено в VI веке в честь Святой Мартины. Верхняя церковь относится к XVII веку, выполнена Пьетро да Кортона (Пьетро Берреттини, 1596-1669 гг.). Высокий купол и красивый фасад - шедевр Пьетро да Картона, который погребен , вместе со своими родственниками в этой церкви.
Церковь Санти Лука э Мартина в 1588 г. была передана Папой Сикстом V в ведение Академии живописи Св.Луки, получив, таким образом, достойное посвящение: церковь во имя святых Луки и Мартина.
За куполом церкви скрывается курия — место заседаний античного Сената.
Церковь Санти Лука э Мартина в 1588 г. была передана Папой Сикстом V в ведение Академии живописи Св.Луки, получив, таким образом, достойное посвящение: церковь во имя святых Луки и Мартина.
За куполом церкви скрывается курия — место заседаний античного Сената.
Храм Диоскуров или Храм Кастора и Поллукса (в центре), посвящен сыновьям близнецам Юпитера.
Сохранились лишь три колонны коринфского ордена высотой 15метров, так называемые " Три сестры ".
На дальнем плане правее церкви Санти Лука э Мартина - Арка Септимия Севера.
"Строитель" Арки Септимия Севера был римским императором, причём довольно успешным. Арку он построил в честь себя и своих двоих сыновей.
Беда заключалась в том, что его сыновья не пылали большой любовью друг к другу, как только их отец умер, один из них, а именно Каракалла, прикончил другого, убрал имя брата с арки и начал править Римом и Римской империей.
Римские Форумы - древнейший республиканский форум Романум (VI век до н. э. ), к которому сходились все дороги. Здесь происходили все главные городские события: собрания, советы, здесь оглашали важные решения, обучали детей, торговали, служил ареной политической деятельности, народных собраний, военных триумфов.
С его трибун раздавались речи крупнейших римских ораторов, военноначальников.
В архитектурный ансамбль входили храмы, базилики, лавки торговцев, рынки. Площади украшались статуями знаменитых граждан, политических деятелей и были окружены колоннами, портиками.
Слева Храм Кастора и Поллукса, справа остатки форума Цезаря.
Вдали церковь Санти Лука э Мартина.
Идем дальше и вдали видим церковь San Lorenzo in Miranda ( виден крест этой церкви), имеет еще другое название - Храм Антонины и Фаустины.
С возникновением христианства первые христиане стали возводить на месте Форума свои церкви, в числе которых церковь Сан-Лоренцо ин Миранда на месте храма Антонина и Фаустины.
Храм Антонина и Фаустины был воздвигнут Сенатом в 141 году н.э. в честь Фаустины, жены Антонина, обожествленной после смерти. В дальнейшем был посвящен самому императору. Храм находился на большой платформе, сделанной из камня.
На его фронтоне можно видеть до сих пор надпись – «Божественному Антонию и Божественной Фаустине согласно декрету Римского Сената».
В начале седьмого века храм переделали в христианскую церковь, которую назвали Сан Лоренцо ин Миранда. Считается, что именно тут был до смерти замучен Святой Лоренцо, отсюда и название церкви. Слово Миранда, в свою очередь, пошло от понятия благодетельница. Лоренцо был подвергнут жестоким пыткам и, отказавшись поклониться языческим богам, заживо был зажарен на железной решётке.
По преданию, во время казни Лоренцо сказал своим мучителям: «Вот, вы испекли одну сторону, поверните на другую и ешьте моё тело!» Святой почитается как в католической, так и в православной церкви (память 10 августа).
В искусстве святой Лоренцо часто изображается с решёткой — орудием своей казни.
В 1429 году Папа Мартин Пятый подарил данную церковь Collegio degli Speziali, которые в те времена занимались приготовлением лекарств в Риме.
В небольшом музее данной церкви можно даже наблюдать рецепт, который был выписан знаменитому Рафаэлю.
Фасад церкви на момент нашего путешествия был в лесах. Поэтому я взяла фото ниже из интернета.
Впереди Колизей, старейший монумент, дошедший до нас со времен Римской Империи, строительство которого началось в 72 году нашей эры и завершилось в 80 е годы .
Колизей - визитная карточка Рима!
Строительство начал император Веспасиан из рода Флавиев в 72 году нашей эры,а завершил его сын Тий в 80 году.
По легенде, день открытия ознаменовался кровавыми играми,во время которых было убито порядка 5000 тысяч животных. Самое знаменитое назначение Колизея - проведение боев между гладиаторами. Площадь Колизея 19000 кв.м.
Был разделен на 4 секции, каждая могла вместить 70 000 зрителей.
Высота 50 метров, 3 яруса по 80 арок, 4 главных входа. Изначально назывался амфитеатр Флавиев, сооружение задумывалось как памятник в честь военного триумфа на Ближнем Востоке, в летописях есть запись,что его строили 100 тысяч пленных из Иерусалима.
Празднование длилось 100 дней!
Из интернета.
Триумфальная арка Константина (лат. Arcus Constantini, итал. Arco di Costantino) — трёхпролётная арка, расположенная на древней Священной дороге (Via Sacra) к юго-востоку от Римского форума, между Колизеем и Палатином.
Построена в 315 году и посвящена победе Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста 28 октября 312 года. Является позднейшей из сохранившихся римских триумфальных арок, использует элементы декора, снятые с более древних монументов. Кроме того, это единственная в Риме арка, построенная в честь победы не над внешним врагом, а в гражданской войне.
Арка имеет высоту 21 м, ширину 25,7 м и глубину 7,4 м. Центральный пролёт 11,5 м высотой и 6,5 шириной, боковые: по 7,4 м и 3,4 м. Основная часть монумента выполнена из мраморных блоков, аттик кирпичный, облицованный мрамором. Фото из интернета, у меня не получился достойный кадр(
На этом наша экскурсия закончилась, уставшие, голодные, но довольные и опешавшие от увиденного, сраженные этим великим городов, мы отправились в гостиницу "Сиракуза", она расположена на via Marsala, напротив Stazione Centrale Roma Termini.
Продолжение следует!
Информация частично отсюда: http://www.putidorogi-nn.ru/evropa/251-ploshchad-navona